Для многих имя Ренни Харлина до сих пор ассоциируется с такими фильмами, как «Крепкий орешек» и «Глубокое синее море». Первый за двадцать лет, прошедшие с момента его выхода, немного устарел. Второй же кажется нам самым очевидным выбором для списка “must see”. Поэтому мы вспомнили пять фильмов режиссера, которые действительно стоит посмотреть (или пересмотреть) в ожидании его новой работы «Тайна перевала Дятлова».
Чистильщик
Том Катлер закрывает входную дверь, проверяет все замки, смотрит в окно, долго моет руки - его жизнь - это порядок. Порядок - это также его работа, которую сложно назвать обычной. Дело в том, что Том Катлер занимается уборкой помещений после совершенных преступлений или самоубийств.
Этот скромный нео-нуар, на первый взгляд, очень сильно отличается от всего того, что раньше снимал Харлин. Во-первых, разговорам здесь уделяется гораздо больше времени, чем действию. Они необходимы для понимания характера героя, они - также и ключ к ответу на вопрос: кто убийца? Во-вторых, «Чистильщик» - прямое доказательство расхожей истины о том, что психологическое напряжение гораздо сильнее физиологического. Поэтому для Харлина мир, в котором коррупция и предательство считаются нормой, гораздо страшнее, чем самые изощренные способы убийства. Однако Харлин не был бы собой, если бы не попытался даже такую историю сдобрить хорошей порцией цинизма. Это и делает фильм таким до ужаса реалистичным и пугающим. Согласитесь, мало приятного в мире, в котором люди с такой готовностью разбирают визитки у чистильшика? С другой стороны, «это грязная работа. Но кто-то должен ее выполнять…»
Долгий поцелуй на ночь
После того, как в 1990 году Люк Бессон снял фильм «Никита», девушки с оружием в руках стали появляться в кадре гораздо чаще. Апогеем популярности этого жанра стало начало нулевых, когда на экраны с разницей в один год вышли «Обитель зла», «Лара Крофт» и «Убить Билла». Оказалось, что экшн, главную роль в котором исполняет женщина, может быть невероятно увлекательным.
«Долгий поцелуй на ночь» вышел задолго до этого - в 1996 году. Конечно, это гораздо больше, чем история про супер-женщину. И даже больше, чем история про агента ЦРУ при выполнении задания. Скорее, это история про то, что в одном человеке одновременно могут уживаться несколько характеров, о существовании которых он даже не подозревал.
Не менее интересна линия партнерства, традиционная для жанра криминального боевика. В противовес уверенной в себе и жесткой Чарли, ее напарник Митч Хенесси, наоборот, шутник и балагур (потрясающая роль Сэмюэля Л. Джексона). Тандем «веселый и бестолковый», а также «серьезный и сильный» эксплуатировался кинематографом и до Харлина («Танго и Кэш», «Денежный поезд»), и после него («Час пик», «Копы в глубоком запасе»), однако, здесь он приобретает дополнительный смысл. Пройдя через череду испытаний, Чарли вновь становится Самантой и делает выбор в пользу семьи. Возможно, современным героиням экшна, вроде агента Солт и Ханны из последнего фильма Джо Райта, у нее стоило бы этому поучиться.
Скалолаз
«Скалолаз» - фильм-легенда, известный даже тем, кто не является поклонником жанра «боевик», стал своеобразным бенефисом Сильвестра Сталлоне. Он не только сыграл главную роль, но и принял участие в разработке сценария, а также лично следил за работой каскадеров. Более того, актер был настолько заинтересован в том, чтобы трюки выполнялись качественно, что не пожалел миллиона долларов из своего гонорара для реализации одного из них.
Для Ренни Харлина «Скалолаз» стал не только одним из самых успешных проектов (при бюджете в $65 миллионов мировой прокат принес $255 миллионов), но и началом сотрудничества со Слаем (позже режиссер и актер вместе займутся картиной «Гонщик»).
Кроме того, режиссер продолжил тему, поднятую им ранее во второй части «Крепкого орешка»: человек против всего мира. И если Джон Маклейн борется за то, чтобы вновь обрести семью, то борьба Гейба Уолкера гораздо глубже - здесь и комплекс вины, и желание оправдаться в глазах друга и просто желание восстановить справедливость.
Охотники за разумом
Семь агентов ФБР, будущих психологов-криминалистов, отправляются на остров, чтобы протестировать собственные навыки и способности. Вот только оказывается, что психологи из агентов никакие: первые десять минут фильма они выносят поверхностные суждения о незнакомцах в баре, оставшиеся шестьдесят - пытаются выбраться из ловушки и закончить опасную игру, в которую их вовлекли.
Игра на самом деле очень простая - скажи мне, в чем твое слабое место, и я скажу тебе, как ты умрешь. Впрочем, для Ренни Харлина человеческие слабости - главное поле для экспериментов. Он, как талантливый кукловод, придумывает изощренные пытки для своих героев: один умирает от собственного оружия, без которого чувствует себя беззащитным, другая - жертва никотина - от сигареты… Предугадать, кто же будет следующим, совершенно невозможно.
Впрочем, в «Охотниках за разумом» есть и вторая линия - довольно тонкая ирония над самим жанром триллера. Просчитанные ходы - такие, как внезапная музыка или резко захлопнувшаяся дверь, кажутся своеобразной насмешкой, а главные герои, при каждом случае выхватывающие пистолет и направляющие его на недавних друзей, параноиками.
Гонщик
Еще один фильм творческого тандема Сталлоне-Харлин. Оказалось, что эти двое отлично дополняют друг друга: лаконичность первого и чувство юмора второго помогли создать картину, которая вызвала интерес не только у тех, кто увлекается автогонками.
На первый взгляд история Джо Танто, Джимми Блая и Бо Бранденберга - это история соперничества. Все трое гонщики и конкуренты (кто в прошлом, кто в настоящем). Первый - пережил как успех, так и падение, второй - только в начале своего пути, третий - ровно между. Для каждого соревнование - это всего лишь метафора борьбы с самим собой: один хочет правильно оценить ошибки прошлого, второй - научиться самоконтролю, третий - сделать правильный выбор. Все они стараются придерживаться правила «воля важнее мастерства»
Для Сталлоне очень важен этот мужской мир, ощущение некого братства, преемничества (что, кстати, еще более заметно по его новому проекту «Неприкасаемые»). Для Харлина этот мир - возможность понаблюдать за тем, как далеко могут завести человека гордыня и амбиции. В итоге получился крепкий психологический экшн, который многие кинокритики назвали одним из лучших фильмов про гонки.