Давно хотел написать,да как-то все не писалось. В прошлом году пообещал сам себе - к 50-летию напишу.
Так случилось, 50 лет назад и наша семья ,тем или иным образом, могла оказаться втянутой в Пражские события. И мой отец мог оказаться, как участником событий,так и дезертиром
Итак, 50 лет назад. Несколько дней до моего 5-летия - так что, все рассказано с чужих слов. Мы живем в маленьком белорусском городке Быхов,что в 45 км от Могилева. Точнее, в военном городке Быхов-1, рядом с Быховом. Мой папа офицер, служит 57-й Краснознаменной Смоленской морской ракетоносной авиадивизии Дважды Краснозаменного Балтийского флота. Во как звучит!!! :)
Папа тогда учился заочно в Минском Радиотехническом институте, который потом стал и моей альма-матер. То ли командир части не любил шибко образованных, то ли вообще в те времена не поощрялось стремление офицеров учиться в гражданских ВУЗах, но только на экзаменационные сессии папе всегда приходилось вырываться с боем..
И вот 20 августа папа рванул в Минск в самоволку,чтобы сдать экзамен. Подробностей, на сколько дней и сколько экзаменов, я не помню. А в ночь на 21 августа в городке прозвучала сирена боевой тревоги. Надо сказать, что сирены у нас выли нередко, знаменуя собой начало учений, полетов или просто учебную тревогу. Как правило, все о них знали заранее. И когда вестовой,посланный оповестить всех офицеров о тревоге, колотил в нашу дверь, папа уже был на службе. О чем сонная мама и сообщала несчастному матросу. В эту ночь мама соврала. Когда выяснилась причина тревоги - тут же ночью или уже утром - я не помню. Как только открылась почта мама стала звонить в Минск. Ни у дедушки(маминого папы), ни у бабушки(папиной мамы) телефона не было. Мама позвонила Асе Борисовне (АБ) из соседнего подъезда,чтобы та позвала к телефону Люсика (маминого брата). АБ была не просто соседкой, когда она была еще и маминой классной руководительницей и потому начала расспрашивать о том-о сем ;( Но все же позвала Люсика. То сразу все понял, взял такси и поехал к папиной маме. Та жила на другом краю (ха-ха, теперь это центр)города возле старого(а тогда единственного) аэропорта. Папа еще не уехал в институт. Они на том же такси поехали на вокзал. Между Минском и Могилевом тогда ходили такси. Обычно дорога занимала часа 2 с небольшим. Папу довезли за полтора - повезло, водитель участвовал в ралли, а гаишники тогда с камерами у обочин не стояли. От Могилева до Быхова на другом такси. Быстро домой переодеться в форму и бегом на аэродром.
Что происходило в это время на аэродроме рассказывали потом папины сослуживцы. Они знали,что он в "самоволке" и прикрывали его, как могли. Если вдруг кто-то спрашивал - где Мазо? , ему отвечали - только что был здесь? Или - 5 минут назад видели его там.
А в какой-то момент честно сказали правду - а вот же он! Вон там!
Какого черта подняли по тревоге дивизию морской авиации - вряд ли кто мог объяснить и тогда. А сейчас это и вовсе непонятно. Может, какой-то умник в Генштабе посчитал,что за Чехословакию вступятся некие внешние силы... Б-г его знает. Хорошо то,что хорошо закончилось. Хотя бы, для нашей семьи