ответы для Ларисы (о Новом антисемитизме)

Sep 11, 2011 16:54

В ветке про паранойю, где цитировался Ури Авнери, дорогая френдесса Лариса (shaherezada) задала мне очень простые (в хорошем смысле этого слова) вопросы, отталкиваясь от которых, мне показалось, будет довольно легко и удобно объяснить мою позицию.

Вот она.

Кто сегодня восхищается Израилем?

На этот вопрос я уже ответила в ветке, но всё равно.
Кто восхищается?
Андерс Брейвик, например, восхитилсо, говорят, аж целых 359 раз.
Русский Национал-Демократический Альянс тоже вот высказал поддержку Израилю и его успехам.
Умеренные националисты в умеренном восхищении: Александру нашему незабвенному Исаевичу, например, нравилось израильское решение национального вопроса так, что он даже завидовал белой завистью. А ведь это был человек, - да, очень мужественный и значимый для борьбы с тоталитаризмом, но в то же время - который мог удивиться благородству Ефима Эткинда и Давида Прицкера: они, два еврея, ему, русскому писателю, помогли ознакомиться с какими-то нужными материалами. Это прямо по анекдоту про доброго Ленина и т.д.
Это такие вот, значит, у израиля почему-то странные друзья.

От этих, значит, друзей естественным образом ждёшь антисемитской ориентации, да?
Однако, выходит, что вместо этого все они дружно сошли с ума, исправились и полюбили то, что должны бы были остро ненавидеть.
Я же полагаю, что они не исправились, а произошло, по-видимому, нечто другое:А произошло то, что сионизм полностью абсорбировал нацистский миф крови и почвы, а вместе с ним и классический старый антисемитский миф во всём его объёме. Так поселенческий националистический Израиль и стал естественным союзником Брейвика.

Оставим в покое уже, к несчастью, малочисленных живых евреев, претерпевших неисчислимые страдания, и рассмотрим двух персонажей неживых, мифологических:

Культурологический "еврей" - объект обсессивной ненависти гитлеризма (и европейского классического антисемитизма в целом), центральный, так сказать, персонаж антисемитского мифа, кто он? Ответ: это агент политики эмансипации, ломки социальных перегородок и космополитических проектов. То есть, иначе говоря, классический левый.

Правый же сионист - цитирую коммент одного из моих друзей - это "свой" еврей, любимый еврей классического нациста. Читал, что Геринг незадолго до самоубийства в Нюрнберге хвалил евреев Палестины, "отважно борющихся за свою землю". (…) В условиях глобализации и многокультурности сионизму приходится формировать вокруг себя среду поддержки, актуализируя нацистский миф и поддерживая нацистские по своей сути движения в Европе и не только там. Этнонационалистический Израиль стал для неонацистского интернационала тем, чем была красная Москва для интернационала коммунистического - естественным идейным центром.

Мысль понятна.

То есть - позволяя себе маленькое лирическое отступление - лично я, например, под углом зрения всех этих брошюр «о Новом Антисемитизме» являюсь Новой Антисемиткой ровно в той же мере и по тем же самым причинам, по которым в Европе XIX, XX вв. являлась бы культурологически Жидовкой.

Если Израиль не репрезентирует евреев, если уравнение "Израиль = евреи" это чепуха, то что и кто тогда их репрезентирует?

Израиль хочет репрезентировать евреев и на это направлены его законы (ЗОВ, например). Но это, вообще-то говоря, и есть самое нехорошее во всей этой нехорошей истории. Потому что государство должно репрезентировать коллектив граждан, а отнюдь не этнос, и уж тем более не вымышленный биологический этнос.

Вы, например, с кем и с чем себя идентифицируете? С какой-нибудь партией? Организацией? Общиной?

У меня сложная идентичность.
Идеологически я всегда себя идентифицировала с тем, что называется политикой эмансипации, то есть, по существу, с левой культурой. Правда, я не всегда об этом знала (например, когда в СССР я не любила большевизм и КПСС, я, вероятнее всего, не считала себя левой)
В Израиле интеллектуальным домом и раем причастности для меня стал Гуманитарный факультет ТАУ, где я училась и потом преподавала. С этим местом я идентифицируюсь, как оказалось, довольно глубоко; так что в Израиле это, видимо, и есть моя партия, организация и община.

Мы с вами в этом разговоре вступаем на очень зыбкую почву. Потому что нет никаких данных о том, как сами евреи относятся к своему вооружённому до зубов государству.

Да, зыбкую, и даже на мифологическую. Евреев в собственном смысле слова очень мало (культура идиш в 50-60-е гг. была здесь жёстко репрессирована, что тоже, кстати говоря, косвенно подтверждает тезис об антисемитском характере сионистского проекта). Большинство граждан составляет молодой израильский этнос - носители современного иврита, потомки колонистов или современные колонисты. Самое крупное меньшинство - палестинские арабы, которых не удалось вычистить во время двух крупных этнических чисток (48 и 67 гг.)
С точки зрения европейских интеллектуалов (если мы всё ещё о них говорим) у евреев, как и у французов, как и у русских, нет уже больше своего государства. Время национальных государств на европейских часах вышло (и надеюсь, что навсегда). Государства сегодня принадлежат гражданским сообществам, а не вымышленным биологическим этносам. И даже менее фантомным, т.е. языковым и культурным сообществам они тоже уже не принадлежат.
Потому невозможно ответить на Ваш вопрос, заданный в терминах мифологии, которой для меня просто не существует.

Кто в Израиле хороший?

Для меня это левое сообщество - профессура, правозащитники, художественная и интеллектуальная среда в очень значительной своей части; часть журналистов. Короче, та часть гражданского общества, которая работает над демонтажом этнонационального милитаристского государства и упразднением расовой сегрегации.

Ещё тут я бы к «кто» прибавила «что» - Что в Израиле хорошо?

Это мультикультурное общество по факту, потенциал терпимости в нём огромен (колонисты прибывают из разных стран). Простой пример: моя подруга в Лондоне заподозрила дискриминацию по акценту ("нечистый" английский). Здесь это было бы смешно: если бы здесь началась дискриминация по признаку акцента, можно было бы сразу закрывать все бизнесы.
Этос Тель-Авива - отдельная тема. («государство Т-А против государства Израиль» сравни «Москва - не Россия»)

Почему они не меняют эту ситуацию своими голосами?

Меняют. Но милитаристское и этно-националистическое воспитание (заложенное в школьной программе) делает определённое дело. Лагерь мира - не всегда, конечно, но чаще всего - это люди, прошедшие через университет. Вследствие чего поменяют ситуацию, возможно, уже не сами израильтяне, а жизнь, что очень плохо на самом деле, поскольку чревато никому не нужными потрясениями. Сейчас, правда, есть надежда на демократизацию Ближнего Востока на волне социальных протестов, однако никто не знает, как и что повернётся.

За кого надо голосовать, чтобы разрешить проблемы конфронтации и насилия?

Я не знаю, что надо, но лично я голосую за Хадаш. Это единственная в стране смешанная партия (социал-демократическая), внутри которой «евреи» и «арабы» живут и действуют вместе и сообща, совершенно друг другу не мешая и не будучи одержимы дегуманизирующими мифами друг о друге.
Пропаганда очень-очень упирается и настаивает, что партия арабская + коммунистическая, но это враньё. В расистском обществе «арабская» - наилучший «компромат», бьющий в нужную точку. Даже невинных шестиклассников в Шевах-Мофет перед последними выборами нарочно собирали, чтобы сообщить им, что, мол, Хадаш - арабская-арабская-арабская партия (школа Шевах-Мофет - русская-русская-русская).
В «арабском» секторе Хадаш не менее трудно набирать голоса, чем в «еврейском», поскольку национализм, как чума, жертв не разбирает. Но она, однако, набрала четыре мандата на последних выборах.

для друзей, голос самоненавистнега

Previous post Next post
Up