Жижек о фундаментализме

Oct 25, 2010 00:02

нет, не всё время, а совсем чуть-чуть :)

отрывок из главы "Ressentiment террористов"

Что касается нападений “террористических” фундаменталистов, то первое, что бросается в глаза, - это неуместность идеи, наиболее последовательно разрабатывавшейся Дональдом Дэвидсоном, о том, что человеческие действия рациональны, интенциональны и объяснимы с точки зрения убеждений и желаний действующего лица (*). Этот подход являет собой пример расистской предвзятости теорий “рациональности”: хотя их цель состоит в понимании Другого изнутри, они в конечном итоге приписывают Другому самые смехотворные верования (вплоть до пресловутых четырехсот девственниц, дожидающихся правоверного в раю, в качестве “рационального” объяснения того, почему он готов пойти на самопожертвование), то есть они делают Другого смешным и странным в самой своей попытке сделать его “таким же, как мы”. Вот отрывок из одного пропагандистского текста, распространявшегося Северной Кореей во время корейской войны:

Герой Канг Хо Юнг был тяжело ранен в обе руки и обе ноги в бою за высоту Камак, потом он скатился в гущу врага с ручной гранатой во рту и, уничтожив их, прокричал: “Мои руки и ноги сломаны. Но моя ненависть к вам, негодяи, стала в тысячу раз сильнее. Я покажу вам несгибаемую волю члена Корейской рабочей партии и непреклонную преданность партии и вождю! (**)
Легко посмеяться над смехотворно нереалистическим характером этого описания: как несчастный Канг мог говорить, если он держал во рту гранату? И откуда в разгар битвы взялось время для такой длинной напыщенной речи? Но что если ошибка состоит в прочтении этого отрывка как реалистического описания, вследствие чего корейцам приписываются нелепые верования? Иными словами, что если ошибка повторяет ошибку антропологов, которые приписывают “примитивным” аборигенам, почитающим орла как своего предка, веру, что они действительно происходят от орла? Разве нельзя прочесть этот отрывок, который на самом деле имеет совершенно оперный пафос, точно так же, как третий акт вагнеровского “Тристана”, где смертельно раненный Тристан поет свою арию почти час - кто из нас готов приписать Вагнеру веру в то, что такое возможно?

Фундаменталистский исламский (почему исламский? чуть что сразу исламский -  всех видов - прим. edictum) террор основывается не на вере террористов в свое превосходство и не на их желании оградить свою культурно-религиозную идентичность от наступления глобальной потребительской цивилизации: проблема фундаменталистов не в том, что мы считаем, что они хуже нас, а скорее в том, что они в тайне сами так считают (то же, по-видимому, ощущал и сам Гитлер по отношению к евреям), - именно поэтому наши снисходительные политкорректные заверения, что мы не считаем себя лучше их, только усиливают их бешенство и ressentiment. Проблема не в культурном различии (их попытке сохранить свою идентичность), а ровно в обратном: фундаменталисты уже похожи на нас, потому что они втайне применили наши стандарты и мерки к себе.

(Это явно относится и к Далай-ламе, который обосновывает тибетский буддизм в западных терминах стремления к счастью и избегания страданий). Парадоксальным образом фундаменталистам действительно не хватает некоторой дозы “подлинно расистского” убеждения в собственном превосходстве.

к подчёркнутому: Это хорошо. Я не понимаю, что значит "уже"? Не "уже", а с самого начала никаких культурных различий и не было. "Они" - это бывшие мы. Происходит фундаментализация сообществ. Чаще всего "их" собственные отцы и матери ничем таким не занимались и ничем таким не были и не помышляли быть. Странно всё же, что этот простой факт так часто упускают из виду. И, разумеется, они ничем не отличаются от нас, за исключением разве что выбора в пользу искусственной квази-архаизации сознания и форм жизни - архаизации, которая никогда не удаётся, то есть является впадением в своеобразное контр-современное состояние.
Как раз самое интересное - почему делается именно такой выбор, а в последнее время - столь многими человеческими сообществами.

------------------------------------
* - Donald Davidson, Essays on Actions and Events. Oxford: Oxford University Press, 1980.

** - Цит. по: Bradley K. Martin, Under the Loving Care of the Fatherly Leader. New York: Thomas Dunne Books 2004. P. 85.

Жижек, новый фанатизм

Previous post Next post
Up