фундаментализм

Aug 09, 2010 20:47

Меня давно занимает проблема традиционализма и фундаментализма. И с этой интересующей меня проблемой (как и с ещё несколькими) как-то так вышло, что именно сейчас в жж вдруг обнаружились близкие умы, вместе с которыми явно будет веселее её осмысливать :)
Вот у nikadubrovsky  (близкий ум :)) про фундаментализм:

объяснение, данное Гройсом, новому религиозному фундаментализму.
На вопрос: как соотносится общая масса верующих с фундаменталистами, - почти все бы ответили:

"Фундаменталисты - это небольшая часть экстремистов, а основная масса верующих - это люди, придерживающиеся традиции, соблюдающие ритуалы. Они - носители исторической и культурной составляющей религии и не имеют почти никакого отношения с
сумасшедшими взрывателями, запретителями или агрессорами".

Гройс утверждает обратное: вся современная религия в основе своей - фундаменталисткая.
Под фундаментализмом Гройс понимает следование букве, буквальное прочтение текста, не требующее работы по интерпретации, по созданию общей референтной точки.
В этом смысле, современные религии демократичны. Каждый может присоединиться в любую минуту, в любом месте.
Они появились как реакция на материалистический, бездуховный 20 век с его рациональными тоталитарными диктатурами.
Религиозный подъем - главный тренд современности. Это происходит не только на мусульманском востоке.
Это происходит в Индии, в Америке и, конечно, в России.


И вот из старого-престарого треда (без особой правки, т.к. всё примерно понятно):

Итак, Вы ошибочно считаете тех, кто поставил галочку напротив "соблюдающий традиции" членами иудейской конфессии. Это вовсе не так. Они в действительности традиционалисты, а не иудеи. Есть такие два процесса в эпоху секуляризации: 1) традиционализация и 2) её крайняя форма - фундаментализация. Это не имеет ничего общего с конфессиональным вероисповеданием, хотя и берёт оттуда всю оболочку (т.е. я Вас, видимо, удивлю, но секуляризация при этом продолжается и идёт полным ходом, то есть, иными словами, такой человек верит, но совсем не в то и он - такой же продукт секуляризации, как и неверующий.
Традиционалист берёт ритуалы, символы, догматы, но в их вырожденном виде, вырожденном - в идеологию. Говоря несколько поэтически, теперь не он служит Богу, но Бог обслуживает его. Или - совсем просто - это уже партия, а не конфессия.

Исследование Арьяна очень верно диагностирует факт, что эта партия в Израиле растёт. От этого, правда, не растёт ни численность иудейской конфессии, ни какого-нибудь этноса, а только численность собственно этой партии.

Думаю, что она будет продолжать расти, и боюсь, что эта кукла, набитая гнилой трухой (оценочное суждение) одинаково чужая как верующему иудею, так и человеку европейских ценностей. Ведь последние ценностно наполнены, т.е. им хоть что-то в этой жизни важно - гора ли Синай, толерантность ли с правами человека, но - важно. 
Переживание "свой-враг" у них бывает либо от нахождения на раннем этапе культуной эволюции, когда они ещё только творили свои ценности, либо от дурного характера, тогда как сами ценности у них состоят в другом. Традиционалисты же и фундаменталисты ценностно пусты и питаются исключительно переживанием "свой-враг"; к какой бы ценности они ни прилепились, это всегда будет их паразитирование на ней, т.к. она сама им нужна исключительно для того, чтобы постоянно питать и обслуживать переживание "свой-враг".

цитата, новый фанатизм, систематическое сомнение, текст

Previous post Next post
Up