Три правила оценки фотографии

Mar 15, 2014 11:29

Прежде, чем ставить лайк, мало кто из нас задумывается над составляющими нашего отношения к картинке. Большинство людей делят фото на две категории: нравится, и не нравится.
Опытные фотохудожники могут выделить еще несколько категорий, таких как цвет, свет, композицию и другие тонкости. Есть также профи, которые издалека замечают мысль автора и умеют разложить кадр на эмоциональный, цветосветовой и ритмический характеры, на качество реализации всех этих параметров и еще много другого, о чем каждый из мастеров может написать целую книгу.
Решающим остается одно - субъективный подход. Собирая на фотосайтах множество субъективных мнений, мы можем представить насколько популярно то, что мы делаем. И для большинства снимающей братии это является основным мотивом к действию, плюс сам творческий процесс, разумеется.
И здесь я не намерен претендовать на вселенскую объективность. Просто расскажу о том, как я оцениваю работы других фотографов.
Первое правило, которому нас еще в институте учил мастер кинодокументалистики Игорь Константинович Беляев: «Оценивай художника по законам, им самим над собой установленным». Подобное я слышал и от других признанных авторитетов в области создания изображений. Требовать высокого качества работы от начинающего любителя смешно. А вот поддержать его и помочь дружеским советом мало кто умеет.
Я также обратил внимание, что большинство современных ведущих фотографов имеют общий фотостаж около пяти лет. А значит, это время, за которое вполне реально полностью освоить профессию и даже заявить о себе всему миру. То, что я занимаюсь фотографией с перерывами двадцать пять лет, ни о чем не говорит. Только активная работа и умение критически оценить свой результат, делает фотографа мастером.
Второе правило: Какую эмоцию хочет получить от меня автор фото? Здесь я уже разборчив. Я не люблю негативных эмоций. Не люблю разруху и беду. В этом смысле вся подряд документалистика для меня неприемлема. Поэтому я сразу ее забросил и ушел в постановочную съемку. В своей постановке я хозяин.
Но и постановка бывает разной. Именно в постановке лучше всего раскрывается характер фотографа. И здесь я сразу отсеиваю всех, кто искусственно создает негативные эмоции. По моему глубокому убеждению, любовь к некрасивому может быть только душевной патологией, но никак не одной из норм.
Фотография, особенно постановочная, отражает внутренний мир человека. Просмотрев работы любого из фотографов, я готов уверенно сказать - хочу я с ним общаться или нет. Слава Богу, что большинство людей, занимающихся фото, имеют, в общем позитивный настрой и логичное чувство красоты.
Здесь я впервые применяю свой новый термин «Логичное чувство красоты». Определений красоты существует множество. Это и внутренняя гармония, и резонанс чувств, и золотое сечение. Все это можно определить как логичные ощущения прекрасного, вытекающие из определенных и понятных сентенций.
Третье правило: насколько автору удалась реализация поставленной перед собой задачи.
Вот здесь начинается самое смешное в оценке картинки. Чаше всего два первых правила оценки фото нами пренебрегаются, и мы с пеной у рта готовы доказывать, что неудачное фото не имеет никакой ценности.
Любому фотографу известно, что качество фотографии зависит от множества факторов. Далеко не за всем мы в состоянии уследить во время съемки. Далеко не все можем исправить в постобработке. Но если идея и момент преобладают, фотограф иногда пренебрегает качеством в пользу идеи.
Если разобраться - то именно этот выбор и есть ключевой момент в оценке фото. Своего или чужого - не важно.
Фото, как средство общения позволяет нам разглядывать богатство внутреннего мира друг друга настолько, насколько мы позволяем в него заглянуть.
Что из этого следует?
Мы, не разобравшись с мотивами художника осаживаем его замечанием типа: «Свет-то справа тяжеловат и локоть у модели неестествен». Не поняв до конца, почему он выбрал именно этот кадр, говорим ему: «Вам еще учиться и учиться…» Тем самым намекая, что сами-то мы уже выучились и достигли всех мыслимых пределов совершенства 
Человеческому сознанию свойственно все систематизировать. Не удивительно, что к оценке фографического искусства многие пытались подходить со своими разными линейками. Линейки всегда оказывались неточными. Фотография была и остается одним из самых простых и самых непостижимых искусств. Она очень доступна и недосягаема. Потому что это отражение нашего внешнего и внутреннего необъятного Мира.
© Эдуард Бойко, 2014.

общее, многабукафф, писанина

Previous post Next post
Up