Великие имена. Алиса Коонен (1889-1974)

Apr 14, 2023 03:27





Я не мог видеть ее на сцене, она умерла до моего рождения, но с раннего детства я слышал это красивейшее на мой взгляд имя и любил повторять его - Алиса, Алиса, нечто сакральное таилось в этом имени, а чуть позже я узнал об одной из самых знаменитых и прекрасных носительниц этого имени, которая, если верить слухам прокляла театр на Тверском бульваре, театр в котором царила не одно десятилетие, но слухи забудутся, а легенда останется, легенда по имени Алиса....... Алиса Георгиевна Коонен. Народная артистка РСФСР, дочь бельгийца и польки она вписала свое имя в историю, как величайшая актриса русской сцены. У нее было амплуа трагической актрисы, которое она унаследовала от своей великой предшественницы- Марии Ермоловой.



Догадывалась ли Алиса, что трагедию, которую она проживала на сцене Московского Художественного театра, а затем и на сцене Камерного театра, станет и подлинной трагедией ее жизни? Будучи совсем юной, на сцене Художественного театра Алиса с блеском исполняет роль Митиль в Синей Птице. Коонен была любимицей Константина Сергеевича Станиславского. Он видел в ней будущее русской сцены и Московского художественного театра. Во МХАТе актриса прослужила 10 лет. Именно в этом театре она встретила человека- ставшего любовью всей ее жизни - Василия Качалова, но он был женат на актрисе Нине Литовцевой у них рос сын - Вадим. Это был долгий и мучительный для Алисы роман. Она подобно своим героиням была рождена для трагедий и в жизни.



Однако, встреча с Александром Таировым, своим будущим супругом и основателем Московского Камерного театра изменила ее дальнейшую жизнь, но любовь к Качалову осталась с ней навсегда, о чем свидетельствуют недавно изданные дневники актрисы. В 1914 году Коонен уходит в только что созданный Таировым Камерный театр и в течение 35 лет главенствует в ранге первой актрисы театра и является одной из первых актрис страны. Она была музой, женой, другом и единомышленником Таирова. Она играла Жанну Дарк и Клеопатру , Федру и Антигону, Шекспировскую Джульетту, Саломею Оскара Уальда. Также ее знаменитой ролью была комиссар в "Оптимистической трагедии" Вишневского - пьесе положившей начало Советскому театру. Ее великой ролью была Адриена Лекуврер, которую Коонен играла почти 30 лет . Именно роль Адрианы стала последней ее ролью на сцене Камерного театра, зрители аплодировали стоя 29 раз. Великая актриса понимала, что прощается со зрителями. Камерный театр был закрыт в 1949 году по приказу властей, считавшими театр буржуазным и чуждый советскому обществу. Труппа была расформирована. На месте Камерного театра возник Московский драматический театр имени Пушкина.

(Алиса Коонен с Василием Качаловым и сестрами Александрой и Анастасией Боткиными- внучками Павла Третьякова и Сергея Боткина )


Таиров был изгнан из театра. Он тяжело заболел и мучительно умирал. В 1950 году его не стало. Алиса осталась одна. Детей у нее не было. Квартира Коонен и Таирова находилась через лестничную площадку от театральных помещений. В ней она прожила до конца своих дней. Приложивший руку к уходу Коонен и Таирова из театра- Василий Ванин возглавивший театр имени Пушкина не долго наслаждался успехом- он пережил Таирова всего лишь на год и умер от тяжелой болезни. Когда в Театре Пушкина умирали актеры, служившие еще в Камерном театре , в конце процессии появлялась немолодая женщина в черной вуали. Все знали, что это Алиса Коонен, которая не переступала порог сцены нового театра... Как она жила оставшиеся 25 лет после закрытия Камерного театра? Выступала в Доме актера на поэтических вечерах, куда ее приглашал Александр Моисеевич Эскин. А еще Алиса написала замечательную книгу "Страницы жизни", рукопись которой успела отдать в издательство, но до выхода книги в свет, не дожила совсем чуть-чуть. Где бы я ни был эта ее книга из домашней библиотеки моих бабушки и дедушки, всегда со мной. История ее жизни, ее судьба, ее голос, ее воспоминания о той театральной России пронзили мое сердце. К тому же моя бабушка хорошо знала ее родную племянницу- актрису Нину Сухоцкую, жившую практически у Камерного театра в Богословском переулке. Нина Станиславовна была близкой подругой Фаины Раневской. Фаина Георгиевна звала ее "Нинтик".



Раневская была также дружна и с самой Алисой. Она была с ней в самый тяжелый период ее жизни, когда Коонен лишили театра. Именно Коонен и Таирова имела ввиду Раневская сказавшая:" Боже мой, как я стара, я еще помню порядочных людей". Рассказывала мне об Алисе и моя любимая подруга- незабвенная Татуся Карпова, первая актриса Театра Маяковского, которая оказалась попутчицей Таирова и Коонен на пути в Ташкент , куда были эвакуированы актеры различных московских театров. Воспоминания Карповой о Коонен и Таирове - светлые, нежные, добрые. Они и не могли быть иными. Это было время настоящих художников , жаль только, что век выпавший на их долю был кровавый, жестокий, но и счастливый все же. Ведь имена их остались в истории. Не знаю верить или нет, склоняюсь больше верить, но очевидцы рассказывали, в конце 90-хх годов зимой во время поклонов одного из спектаклей текущего репертуара, в зал влетели две бабочки, зрители были обескуражены- зима, а тут бабочки.... Улетели так же внезапно, как и появились. Старожилы сказали- это Коонен и Таиров. Они простили и прилетели об этом сказать. О проклятии и речи быть не может -Алиса была христианкой и верила в Бога, но обида была... После прилета бабочек дела в довольно безликом на тот момент театре Пушкина резко пошли в гору. В театр пришел Роман Козак, его сменил Евгений Писарев и началась новая история театра имени Пушкина.

Алиса Коонен с Алисой Фрейндлих. 1969 год.



В мой последний приезд в Москву, я, как обычно посетил Новодевичье кладбище, где покоятся мои родные, близкие и друзья. Я всегда останавливаюсь у памятника Коонен и Таирова. Главное украшение их надгробия- бронзовая барельефная Федра, на которой сразу же останавливается взгляд. Ко мне подошел работник кладбища и поделился грустной историей, как эту бронзовую Федру он и пару его коллег восстанавливали своими средствами и силами, после того , как кто-то варварски содрал Федру с надгробия. Да, мы живем в то время, в которое о прошлом вспоминают редко и негативно, но остались еще люди, с благодарностью помнящие те великие имена, чей свет не погас и сквозь толщу лет. Так и с Алисой Коонен - уникальной актрисой, сумевшей сохранить свое лицо, даже в самый тяжелый период жизни и ушедшей в мир иной оставив тайну своего подлинного и великого волшебства по имени талант. Светлая память Алисе Георгиевне Коонен.

Эдгар- Кирилл Дальберг.

Previous post Next post
Up