„При царе Алексие Маихаиловиче отце благочестивых царей наших и при патриархе Иосифе, поних же соборех брадобрийцы и тафионосцы осудишася и прокляшася яко свидетельствует в книзе о святительских судах в царствующем великом граде Москве печатаной во днех царя Михаила Феодоровича...
глаголющей: Аще умрет брадобрийца, над таковым неслужити и сорокоустия, по нем непети, свещи понем неприносити, зане с неверными таковый причтеся...
Изречение глаголет о стригущих брады: На таковых буди общая церковная клятва прежде бывших святых соборов и благоверных царей и мы глаголем яко врагов истины брадобрийцев от церкви отлучати и запрещати и всякия святыни удаляти и общения с ними неимети, дондеже истинно покаются...
Святейший Филарет патриарх соборне изрече сице: Проклинаю богоненавидимую блудолюбнаго образа прелесть душегубительныя ереси, еже постризати или тойже и брити браду постризалами и бритвами. Еже своими зубы власы брады своея и усы укусывают самоядцем подобающеся, и сия три собори российстии глаголют...
Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейши того творят и усы своя подкусывают. Сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны папы Петра Гугниваго брити брады и усы...
Отмечая здесь два важнейших приговора брадобрийцам от имени внешних пастырей, мы... считаем долгом познакомить читателей с такими же взглядами на ересь брадобрийства отступников единоверцев. Ета сожаления достойная братия наша, отступая от древлеправославия в униятство единоверие, между условиями поставила и вот что, непринуждать старообрядцев к допущению на общия моления знаменающихся тремя персты, браду бриющих и прочия имеющих несогласия с древними обыкновениями...
Святые отцы и пастыри христовой церкви, собравшиеся на святый собор, именуемый стоглавый, признав брадобрийство латинскою ересью, произнесли следующий приговор:
Аще кто браду бреет преставится (то есть умрет) тако, недостоит над ним служити, ни сорокоустоя по нем пети, ни профоры, ни свещи по нем в церкви приносити, с неверными да причтется, от еретиков бо се навыкоша. Устрашитесь брадобрийцы сего страшнаго для вас указания собора, и бросьте ету мерзость блудолюбнаго образа прелесть брадобрийство...“
[Такай вот книга попала несколько лет тому в моё владение в Риге, будучи подарена родственниками, спасённая от бесславного сожжения в огне. Вероятно, раньше принадлежала Гребенщиковской старообрядческой общине, что в Риге. К сожалению, выходных данных мне установить не удалось, по причине потери сей книгою первоначального переплёта. Наводит на глубокие размышления о том, что же такое "ересь" и как сие понятие люди в разные времена разумели...]
[Приводимая в конце светопись брадофорного иеромонаха не имеет к древлей вере отношения. Это иеромонах некий из нынешних насельников Святой Горы. Отсканировано мною из альбома Günther Stockinger, Reinhard Strippelmann, Athos: die Mönche vom Heiligen Berg. Insel:Fraknfurt a. M./ Leipzig 1996.]