Ностальгия по Индии (Nr. 1)

Aug 23, 2009 01:44




Купив сканер, начал потихоньку оцифровывать старые фотографии, которых у меня огромное количество, бумажных. Буду постепенно выкладывать могущее оказаться интересным. На очереди мои давние путешествия в Индию. К сему прилагаю несколько фотографий, довольно вразнобой... На первой из них -- хозяин этого ЖЖ с бенаресско-сарнатхским санскритским учёным-пандитом Камешваром Натхом Мишрой, моим первым традиционным учителем санскрита, особенно санскритской поэтической рецитации, специалистом по санскрито-буддийской литературе.





Сарнатхский Институт Высших Тибетских Наук (Institute of Higher Tibetan Studies), расположен близ Бенареса. В отличие от всегда шумного Бенареса, здесь тишина и покой.




Где-то здесь рядом исторический Будда запустил колесо Учения, произнеся свою первую проповедь перед семью учениками... На этом месте установлена древняя Ступа, здесь же находится одна из знаменитых надписей императора Ашоки.




На лодке по Гангу.




На лодке с проф. Беттиной Боймер, моим Учителем, научным руководителем и радушной хозяйкой и спутницей в Индии, благодаря которой я попал в эту страну снов.




С д-ром Саданандой Дасом, моим добрым приятелем и первым учителем разговорного санскрита, вдохновлявшим меня учить наизусть санскритские поэтические произведения, особенно "субхашиты". Ныне С. Дас является преподавателем санскрита в Ляйпциге и ассистентом проф. Эли Франко, супруга нашей завкафедры проф. Карин Прайзенданц.




Беттина и Сада -- Учитель и ученик. В то время С. Дас был научным ассистентом проф. Беттины Боймер в Бенаресе. Будучи урождённым ория, он много ей помогал при полевых исследованиях в деревнях в Ориссе. В то время основным его научным интересом, кроме кашмирского шиваизма, была Атхарваведа, в традиции которой именно в Ориссе сохранилось множество ещё не исследованных уникальных рукописей, по большей части в частных владениях брахманских семей. Другим учителем С. Даса была знаменитый грамматик проф. Сароджа Бхате в Пуне. Первоначально Сада закончил традиционный санскритский колледж со степенью "шастри".







Здесь Садананда Дас сидит в традиционной ведийской школе (гурукул), что при Великом Храме Шивы-Натараджи в Чидамбарам, на юге Индии в Тамилнаде, вместе с юными учениками свящ. Парамешвара Дикшита, во время показательной традиционной рецитации ведийских мантр.




Ваш покорнейший на фоне главного гопурама Храма Натараджи в Чидамбарам. Мне посчастливилось застать там посвящённый Шиве фестиваль традицинного танца Натьянджали, где я даже произнёс небольшую, заранее заготовленную речь на тамиле и санскрите, заснятую местным телевидением. Местным было гораздо интереснее, что пришлец из далёких земель выговаривает фразы на их весьма непростом древнем дравидийском языке, нежели на санскрите... После этого я понял, как можно легко сделать в штате Тамилнад политическую карьеру. Надо, будучи европейцем, просто выучить тамил...




Не только разные индусские традиции представлены в Индии, но и буддизм, вновь занесённым сюда из Страны Снегов, именуемой Пё' (bod), то есть Тибетом. На снимке автор с тибетской монахиней в Мугхалсарай.




Дожидаясь поезда в Ориссу, Бхуванешвар...




Вот и Буванешвар, очень зелёный город.




На фоне многочисленных храмов в Бхуванешваре...







Главный шиваитский храм в Бхуванешваре, Лингарадж.







Беттина Боймер в своей стихии -- в своей любимой и хорошо знакомой Ориссе, исследует храмовую архитектуру и искусство...




Беттина с сотрудниками, местным пожилым профессором археологии и художником, её наследником на посту директора Alice Boner Foundation, на фоне храма Раджарани в Бхуванешваре, о котором она выпустила монографию, открыв много интересного.




На самом юге Индии, у храма Брихадишвара, что в Танджавуре (надеюсь, что мне не изменяет память...).




Хранитель входа, могучий Бхута. Уж не родственник ли нашего кафедрального Шри Джатибхуты? :) (где-то в Тамилнаде)




Наш внимательный и высокоучёный экскурсовод по южноиндийским храмовым комплексам, проф. Нагасвами, специалист-историк и религиовед.




Подкрепиться в пути по дорогам и бездорожью Земли Тамилов можно соком свежего, зелёного кокосового ореха.




Вход в ашрам Раманы Махарши, где я совершенно "случайно" встретил распространителя идей великого тамильского святого в России, О. М. Могилёвера, который оказался нашим питерским почти что соседом (с соседней улицы), к тому же учившимся в некогдашней "моей" Лесотехнической Академии. Удивительно тесен мир. В Ашраме я пробыл по протекции Олега Марковича около 10 дней, медитирую в различных укромных уголках горы, священной Аруначалы, а также с любопытством осматривая окрестности, общаясь с людьми и изучая тамильский язык.




Это как раз гора Аруначала (по-тамильски Тируваннамалай), считающаяся одной из важнейших индийских Джйотирлинг, то есть мест паломничества к лингаму Шивы, считающемуся окаменевшим огнём. Сама гора и есть этот Лингам Шивы.




На фоне горы...




Восход солнца над Тируваннамалай, вид с отрогов Аруначалы.




Беттина и Садананда медитируют на вержении камня Аруначалы...




Тируваннамалай с самой вершины Аруначалы.




Панорама великого Храмового комплекса в Тируваннамалай.




Владелец вершины Аруначалы -- облезлый и страшно голодный макак-резус.




А этот важный барин -- видимо, главное лицо в Храме Тируваннамалай...




По ашраму Раманы свободно разгуливают павлины.




Имеется тут и много-много диких обезьян!.. "Они кааак прыгнут"!..




Вид на гору из Храмового двора.




Регулярно в Ашраме происходит кормление местных "индуистских батюшек" -- садху и санньясинов, тянущихся сквозь двор весёлой оранжевой лентой, позвякивающей разнообразными котелками.




В Скандашраме на отрогах Аруначалы, где долгое время регулайрно подвизался святой Рамана Махарши.




И вновь в Ориссе (восточная Индия), в малой деревеньке...




Пещерный джайнский монастырь в Удайгири в Ориссе.




Выброшенная на берег Бенгальского Залива огромная мёртвая морская черепаха.




У какого-то южноиндийского храма: "мы не ищем лёгких путей"... Чреда козочек копытце в копытце идут по карнизцу вдоль храмовой стены.




И вновь Бенарес: корова, регулировщица уличного движения.




Восход солнца над Бенаресом около 5 или 6 утра, Асси Гхат.







Харишчандра Гхат, одно из двух основных мест кремации. Виднеется дымок...




Моя любимая бенаресская "церковь" -- храм богини Дурги.




Близ Санкатмочана, храма верного слуги царя и божества Рамы -- Ханумана. Хвостатые подданные Ханумана тут как тут, норовя прыгнуть на проходящих и выхватить у них бананчик...




Ваш покорный слуга и автор сих зарисовок купается, вернее, омывается в Ганге напротив Бенареса, рискнув даже испить немного водицы, "во очищение грехов"... Правда, священное омовении было совершено на другом, не городском берегу Ганга, где всё-таки почище...




Бенаресские коровушки ("гоника, гота, гопоталика..."), с прекрасными глазами и вечно голодные, норовящие урвать брошенную банановую шкурку...




Водяной индийский буйвол (гавала?), на которым любит ездить бог смерти Яма...




Стадо буйволов спускается к Гангу. В отличие коров, это не "священные" животные (поскольку "тачки" Ямы). Содержат их за вкуснейшее и жирнейшее буйволиное молоко, которое буйволицы, однако, выдают лишь малыми порциями.




У другого Гхата сожжений, Маникарника. Видны сложенные у стены дрова, предназначенные для кремации. Последняя, произведённая на берегу Ганга, на ритуальном костре, по карману лишь людям состоятельным. Бедняки довольствуются сожжением в более дешёвых печах расположенных тут же крематориев.




Дом моего Учителя проф. Беттины Боймер на Самне Гхат, Варанаси.

краеведение, ностальгия, Индия, путешествия

Previous post Next post
Up