Суфийское толкование термина ар-ру`я включает в себя мистические видения и сновидения "посвящённых", вводящие их в сферу сакрального опыта и во многих случаях представляющие собой примеры богоявления, или теофании (ат-таджалли)--личного ощущения присутствия Божества в образах бытия.В обоих случаях речь идёт о появлении в сознании познающего во сне или наяву определённых ассоциативных или вполне конкретных образов, связанных с прохождением пути познания и имеющих необъяснимую с точки зрения позитивного знания природу.
В религиозной литературе подобного рода явления называют псевдогаллюцинациями, подчёркивая их объективное значение и тем самым отличая их от психических галлюцинаций больного воображения. В отличие от чувственного, сенсорного видения (т.е. видения глазами) или интеллектуального созерцания, речь здесь идёт об имагинативных (т.е. проихсходящих в воображении--во сне или наяву) процессам, которые суфии называют зрением сердца, а христианские мистики--внутренним видением, являющимся внутренним зрением, внутренним слухом и внутренней речью (...) Такое определение позволяет включить в разряд имагинативных явлений также и мистические голоса.
... Изменённое сознание достигается различными суфийскими обрядами и упражнениями (аз-зикр, ас-сама´и др.). (...) В обыденной жизни сознание чаще всего отключается во время сна, причём постепенный возврат сознания при пробуждении учёные считают наиболее существенным изменением общего состояния, которое человек многократно испытывает в течение всей своей жизни.
...Мистики полагают, что сновидения "посвящённых" суть божественные откровения или знамения Божьи для людей "просветлённых". Объектами сновидений могут выступать ангелы, пророки, святые, родственники, друзья, товарищи, известные шайхи ...
...Для адекватного понимания божественных знамений, интерпретации откровений, имеющих божественную природу, сокрытия сокровенного знания от непосвящённых и избежания обвинений в вольнодумстве суфии разработали целостную систему аллегорий -- язык намёков, жестов и иносказаний, понятный лишь узкому кругу посвящённых...
[Извлечения из: А.К.Аликберов, Эпоха классического ислама на Кавказе. Восточная литература РАН: Москва 2003]