Уже несколько раз мне попадались любопытные (хмм...) высказывания-призывы о. Андрея Кураева вокруг темы "самосохранения русского этноса". То это призыв к русским девушкам "не ходить" за кавказцев, а то сожаления о том, что нет такого явления, как "православный терроризм". Наверное, наподобие мусульманского. Который, "будучи грехом", свидетельствовал бы о здоровье русской нации/народа/этноса.
Впрочем, сами можете удостовериться. Мне попались эти выдержки совсем недавно, почти случайно. Наверное, я бы и внимания не обратил, если бы подобные призывы исходили от какого-нибудь неизвестного деревенского батюшки. Но тут - "профессор" (может быть, и без всяких кавычек) Московской Духовной Академии, общественно известное лицо, к мнению которого прислушиваются, и чьи книги расходятся миллионными тиражами. Итак:
„Недоумение журналистов вызвали сказанные ранее слова отца Андрея о том, что он жалеет, что в России нет православного терроризма. Кураев пояснил, что, по его мнению, жизнеспособность русского народа сегодня напрямую зависит от его стремления к самоорганизации и самозащите, которые должны выливаться в реальные действия, в том числе и насильственного характера.
«С точки зрения христианства такое действие предосудительно, но с исторической точки зрения оно может свидетельствовать о том, что у этноса есть желание стать творцом своей истории, - полагает отец Андрей. - Хотелось бы перестать восхвалять толерантность и разрешить себе обсуждать, например, проблему совместимости христиан и мусульман в современном обществе».
Полный текст статьи об интервью Кураева эстонскому еженедельнику, кто пожелает, может почитать
здесь.
Мне видится вот что: горькая правда тут перемешана кашей-размазнёй с чудовищной ложью. Правда в том, что взаимоотношения в некогда христианском "коренном" обществе как Европы (в смысле, теперешних стран Евросоюза), так и России с мусульманами - чрезвычайно сложны и чреваты серьёзными конфликтами в будущем.
Я так же, как и А. Кураев, думаю и боюсь (да, боюсь-боюсь-боюсь!), что "пока они в меньшинстве, они говорят о светскости и о равенстве, но как только мусульман станет больше половины, они потребуют тотального контроля" [цитата из означенного интервью]. Увы, светски мыслящих и "просвещённых" мусульман в исламской общине отнюдь не большинство, а "подавляющее меньшинство" (это уже моя личная метафора, а не кураевская)…
Мне это подказывает как мой опыт практического общения и дискуссий с мусульманами, а также некоторое знание ислама, приобретённое в университете, на кафедре Изучения Ближнего Востока (Orientalistik) Венского университета.
На сайте Youtube имеется множество документальных материалов о насилии молодёжи "исламского происхождения" (арабов, турков, курдов) специально над "коренной" немецкой молодёжью. В иных немецких городах (Берлин, Кёльн) в целых кварталах преобладают мусульмане, родившиеся уже в Германии. Понимающие по-немецки могут, например, посмотреть
эту передачу.
Много материалов и о об обратном явлении - о правых экстремистах, устраивающие погромы "ауслендеров" средиземноморской наружности.
Проблема существует, она реальна, и в будущем наверняка ещё будет обостряться. Однако я не думаю, что спонтанные "меры самосохранения этноса", вроде взрывов ненависти и насилия против "инородцев" или иноверцев, существенно решат дело.
Кажется, где-то и когда-то, с исторической точки зрения - ещё совсем недавно, мы это проходили. Ах да: газовые камеры, печи крематория, массовые депортации народов, массовые расстрелы и уничтожения всеми возможными способами... „Arbeit macht frei!“
Только в Европе, худо-бедно, некая историческая память поддерживается, произведённая на свет ужасным шоком II Мировой бойни. Я сам, лично, ездил 2 года назад с несколькими классами своей гимназии на обязательную (для школьников) экскурсию в австрийский концлагерь (KZ) Маутхаузен. Детишкам там предлагается пройти через ту самую, рабочую и вполне исторически реальную газовую камеру, проследовать мимо огромных печeй крематория, мимо особого места, где десяткам тысяч пускали пули в затылок или вешали...
Не знаю, как дети (некоторые вели себя в этой ситуации явно неадекватно - а может быть, с точки зрения детской или подростковой психологии, как раз вполне "нормально": чуть сдерживали нервный хохот, пытались жевать бутерброды, болтали друг с другом...) - но я сильно болел после этой экскурсии в течении нескольких дней...
Это я всё к тому, что в Европе, при всех её чертах, которые так принято ругать в нынешней России, имеется такое явление, как историческая память, поддерживаемая не только спонтанно, но и на государственном уровне, вполне официально. Ну дескать, "это не должно повториться". Может, всё это и ощущаетса кое-где, порою, некоей "официальщиной", - но оно имеется!
А вот в России - есть ли ныне (да и был ли когда-либо?) обычай РЕГУЛЯРНО водить/возить на экскурсии детишек-школьников в места массовых сталинских расстрелов, на "великие стройки страны", вроде Беломорканала, хотя бы с дачей приблизительных сведений, сколько сотен тысяч (миллионов?) там лежит костьми в землице?.. Боюсь, что вопрос этот из категории риторических… Насколько я слышал и читал, спор в современных учебниках новейшей истории, да и среди госчиновников идёт о том, как удобнее именовать Джугашвили - "великим Стратегом и Творцом всех наших побед", - или всего лишь "успешным менеджером"...
В современной России кто только не ругает "толерантность" (то есть "терпимость")! Похоже, что это входит или уже прочно вошло в моду. Дескать, Запад до того "прогнил", что гляньте-ка, „толерантность“ нам какую-то навязывает, исторически русскому народу не свойственную. А что же тогда русскому народу "свойственно"?
Наверное, вселенская любовь, основанная на Православии?.. Хорошо бы...
Я понимаю - "нация/народ/этнос" превыше всего! Только так ли это? А как же - "несть ни эллина, ни иудея"? А как насчёт "Сына Человеческого", коему негде преклонить свою главу, хотя и "птицы имеют гнёзда, и лисы имеют норы..."? О Нагорной Проповеди я уже и не говорю, на фоне кураевского "боевого, пассионарного Православия не для хлюпиков" ей, вероятно, совсем не место.
Означает ли любовь к своему родному народу "мочилово" в отношении "пришлецов поганых"? Если верить А. Кураеву, то именно это и проповедовал Господь из Назарета. Только это ли?
Ну "растите и размножайтесь", если вы так озабочены именно сохранением нации - ценности, откровенно говоря, вполне языческой! "Давите" тех же "магометан" своей численностью, если численность и благополучие рода - главное в этом мире! Нужно ли будет тогда физическое насилие?
Конечно, виртуальные экстрадивиденды в виде возможного за этим взрывом "размножательной пассионарности" чудовищного перенаселения (вроде как в Индии) во внимание не принимаются. До того ли?
Хочется ещё раз повториться, для ясности: я вполне понимаю озабоченность и Кураева, и многих других проблематикой выживания "своего народа". На то он и свой, чтoб о нём сердце болело (правда, в моём случае дело осложняется наличием двух "своих" народов-этносов: русского и латышского, не всегда и не во всём равнодушных или дружественных друг к другу... Так что ж, сердцу надвое разорваться прикажете? И разрывается...).
Вот сижу и раздумываю, по следам прочитанного (и ранее читанного у А. Кураева) интервью: то ли всё моё понимание христианства, складывавшееся в течение десятилетий жизни, с самого нежного и сопливого детства - просто "псу под хвост", то ли с христианством почтенного о. Андрея что-то не совсем так. Или вообще, с Православием МП, вернее, его теперешней "генеральной линии"?
Мы уже знаем озвученную Великим Инквизитором Фёдора Михалыча Д., а также, по его следам, Василь Василичем Розановым, "альтернативную модель христианства", связанную с помысленным положительным ответом Христа на предложения Искусителя в те самые 40 дней в пустыне. "Поклонись, бросься вниз, сотвори..."
Это то, чего ждут и всегда так жаждали "массы". Только для "масс" ли пришёл Спаситель? Массам ли он говорил: "Иди, прощаются ТЕБЕ грехи твои"?
Боюсь, что если бы мне пришлось volens-nolens выбирать между слегка наивным "толстовством" философски не очень умного Льва Николаича (ну не нравится мне его философски наивное морализаторство!..) и явной харизматической небесталанностью, смешанным с расчётливым эпатажем - о. Андрея Кураева, то я всё же выберу первого... Как-то он здесь ближе в своих мечтаниях - к сохранённому моим собственным детством и теперешней памятью светлому образу "Того самого Человека"...