Несколько слов по поводу набившего оскомину вопроса о "духовности" человека, условно называемого санскритологом (к слову, в западном мире уже несколько десятков лет не принято говорить о науке санскритологии. В моду вошли всякие regional или South Asian studies). Своей бестактностью -- если он адресован напрямую -- вопрос этот чем-то напоминает другой вопрос, что обыватели задают творческому аlter еgo Остапа Бендера в "Золотом телёнке": "Пророку Самуилу задают одни и те же вопросы: «Почему в продаже нет животного масла?» или «Еврей ли вы?»".
Ну а в виде стандартного ответа на этот пресловутый вопрос о "духовности" обычно следует обильное извержение пошлых благоглупостей, вроде "необходимости практиковать, ибо только так...", и прочей ерунды, по поводу которой мне давно надоело высказываться.
Если говорить о занятиях санскритом, то лучше, точнее всего на эту тему "духовности санскритолога", проблематизированную в недавнем посте Марциса Гасунса (
https://sumerumeru.livejournal.com) в Фейсбуке, высказались две моих замечательных ученицы. Вот что онѣ написали (даю в слегка подредактированном виде):
"Весь вопрос в том что значит "духовность". Если просто делать вид... для продажи "лапши на уши" (мазание рож, надевание побрякушек, закатывание глаз, в обязательном порядке -- куча фоток с подписями, перепосты с цитатами из Омара Хайяма и Сатья Саи Бабы)... думаю, что к санскритологии всё это отношения не имеет. Давайте говорить серьезно. Санскрит -- это прежде всего труд. Огромный, каторжный труд! А труд со всем этим "мракобесием", политым соусом "духовности", идет вразрез. О духовности не кричат. Ее лелеют, но она никогда не бывает напоказ. Любой человек, истинно погруженный в творческий процесс, является духовным. От него веет этой духовностью. Так что да, истинный санскритолог -- духовен. Но не потому, что бегает как обезьяна, крутя красными мозолями на седалище, а потому, что предается глубокому умственному, однонаправленному мыслительному процессу" [Natalia Vachnadze].
"По моему мнению, санскритолог должен быть прежде всего материально обеспеченным. Настолько, чтобы он мог посвящать всё своё время изучению самого языка и написанных на нём первоисточников. Санскрит всегда был языком элит, которые имели возможность посвятить своё время и усилия философии, духовности и нравственности, и традиционно направлять развитие индийского общества, будучи наиболее образованной, выдающейся его частью" [Irina Ivanova].