Об одном альтернативном хронотопе

Jan 05, 2021 01:56



Узнал от Владимира Емельянова, что новый роман Александра Соболева "Грифоны охраняют лиру", в котором якобы представлена альтернативная история России без большевиков, содержит также альтернативную версию истории, согласно которой большевики были "вытеснены в Латгалию". Сам роман я не читал. Может быть, он и хорош. Но подобная версия, с воцарившейся в Латгалии большевицкой св@чью раскрывает незнание автором истории и особенностей культуры края, куда он в альтернативном хронотопе поместил своих большевиков.


Вот уж где-где, но именно в Латгалии у краснопузых точно было немного шансов прийти к власти, и уж тем более удержаться. Уж слишком народ там был в те времена религиозный. В протестантскую малорелигиозную Лифляндию ещё куда ни шло, но -- в Латгалию? Очевидно, что автор просто слышал название "Латгалия", зная из советских учебников её презрительную кличку со стороны советских имперцев как "лимитрофа". Но больше не зная о ней толком ничего, кроме географического положения.

Надо сказать, что Католическая Церковь в Латгалии была отнюдь не господствующей институцией духовного ведомства, церковью "эксплуататоров", как в в собственно русской России, но самым сердцем, средоточием духа простых людей, единственным гарантом сохранения латгальского языка и национальной идентичности. К началу 20 века большинство священников были уже не поляки, но из своих, бывшие крестьянские дети, получившие образование в Петербургский семинарии и Академии и вернувшиеся на родину служить своим соотвечественникам. Представить себе большевиков с их известной повесткой пролетарского интернационализма и мировой революции в чисто крестьянской, держащейся за многодетную традиционную семью и глубоко религиозной католической Латгалии в 1920-е гг. -- чепуха полнейшая. Даже при самом диком разгуле фантазии это непредставимо. Большевиков в Латгалии после их переворота можно было бы представить разве что на фонарных столбах или наколотых добрыми латгальскими крестьянами-католиками на вилы.

Отсюда вывод: нет, такой роман читать не буду, даже не уговаривайте. Несмотря даже на то, что там про Шилейко и шумерский язык. Абсуpда мне с лишком хватает и в нашей европейской повседневности, всё свирепеющей своею тошотворной мерзостью, как и поводов для взрывов раздражения.

*************************

Фото: Рига, улица Киевас 16, (ныне Катуолю иела 16), 1989 год.

+++

Эх, искреннее горение детства и юности, Церковь, ещё полная таинственной, манящей тайны, ещё без грязной тины болотно-брюхатой амазонской ведьмы, без завывов азанов и без братания с коммунистами! Деревенские костёлы с милым запахом ладана и нежных лилий. Тихий, неотмирный ксёндз в таинственной сутане, с дрожью в голосе рассказывающий о Христе тем, кто привык слушать лишь яростный постук безжалостного металла холодных речёвок про стройки коммунизма и бахвальство Гагарина, летавшего, но не видавшего. Очереди у исповедален, сбрасывание давящего вороха тьмы и обретение света, невидимого и ненавидимого "ими". И кривоватые детские ножки, несущие тебя через полгорода к храму, под ручку с любимом бабушкой, учащей тебя первым молитвам на дорогом твоему сердцу, сокровенном латгальском языке...

Латвия, исповедальное, воспоминания, христианство, Латгалия, католичество

Previous post Next post
Up