Click to view
Джордан Питерсон ворвался в мир растерянной, деморализованной, истосковавшейся по великим "экземплификаторам" западной молодёжи мощной огненной интеллектуальной кометой в 2016 г., когда стал первым и, кажется, до сих пор единственным канадским public intellectual, мужественно восставшим аж в самом канадском парламенте против принятого в 2016 г.
тоталитарного закона о языке Bill C-16, вводящего реальные тюремные сроки за неполиткорректные именования трансгендерных людей "политически неправильными" местоимениями. Как правильно подчёркивает Питерсон, дело тут вовсе не в реальных правах и чувствах трансгендерных людей, но в захвате современными большевиками всё больших областей ничем не ограниченной власти, в данном случае в области даже не только реальной публичной речи, но и языка как такового.
Первым этапом было постепенное и повсеместное внедрение идеологии политкорректности ("политической правильности", sic!) и табуирование всего того, что считалось неполиткорректным. Вторым этапом стали не просто запреты, но конкретные предписания, под угрозой реального уголовного наказания, что, как именно, с каким внутренним чувством и какими словами говорить. Впрочем, в нашей немецкоязычной Европе (Германия, Австрия, Швейцария) последовательное леворадиальное переформатирование всей языковой системы немецкого языка на полных парах идёт уже с 1990-х гг., начавшись (сюрпрайз-сюрпрайз!) с университетов, но продолжившись уже в муниципальных органах на уровне городов и целых федеральных земель, захваченных "зелёными" и пунцово-красными, как, например, в Гамбурге.
После знаменитого интервью с лево-радикальной журналисткой-феминисткой Кэйти Ньюман, набравшего на Ютубе десятки миллионов просмотров, Джордан Питерсон обрёл всемирную заменитость. Его стали всюду приглашать, интервьюировать, восторгаться или ненавидеть и шельмовать, как это и принято у большевиков современного извода, называемых "прогрессивными левыми", определяющих допустимый общественно-политический дискурс, не терпящий ни серьёзной дискуссии, ни альтернатив. В меньшей мере понимать, но и это тоже.
Джордан Питерсон быстро стал воплощением для миллионов молодых людей, как правило молодых мужчин, фигуры "мудрого отца", которая последовательно и агрессивно деконструировалась все последние десятилетия, начиная с 1960 гг. Я потерял счёт бесчисленным комментариям на Ютьюбе, которые читал сотнями, в котором молодые ребята рассказывают свои душераздирающие истории в связи с Джорданом Питерсоном. Истории о том, как лишь благодаря ему, его лекциями, интервью и книгам они вновь увидели смысл в своей жизни, освободились от многолетних депрессий, алкогольной или наркотической зависимости, стали обретать в своей жизни новый порядок, восстановили безнадёжно разрушенные отношения со своими семьями, а иные и спаслись от самоубийства. Читать эти комментарии и горько, и радостно, и всегда поучительно и вдохновляюще.
Для меня, постепенно, за десятилетия моих востоковедных штудий, обретшему навыкновение мыслить традиционными индийскими религиозно-философскими категориями, фигура Джордана Питерсона лучше всего мыслится как внезапно пришедшй в наш мир бодхисаттва, воплощение глубокого понимания (Манджушри?), чтобы дать миллионам людей новую надежду. Как верно замечают многие, он не говорит ничего особо нового или сверхоригинального. Он выражается языком, максимально понятным современному молодому человеку, для которого злейшим врагом свободного духа стали западные университеты, сделавшиеся кузницами кадров лево-радикальных политических активистов, подобием институтов красной профессуры в ранней Совдепии.
При этом Джордана Питерсона нельзя назвать и поборником ложно понятого, извращённого сострадания, не различающего особенностей своих объектов. Групповое сострадание по классовому принципу -- это как раз проверенное оружие лево-радикальных властителей общественно-политического дискурса для затыкания рта любым оппонентам. Джордан Питерсон напоминает скорее не иконного сладостно-пряничного Авалокитешвару, но великого библейского пророка, бичующего злобных идиотов. Нередко он не может сдержать неподдельных слёз сострадания, когда люди рассказывают ему свои личные истории, а он потом пересказывет их. Но в интервью с пытающимися подловить его на каждом слове и перевирающими все его слова левыми журналистами-идеологами он может быть беспощадным бойцом, испепеляющим политруков ясными словами правды, облечёнными в ясную форму.
Это удивительный и полный внутреннего трагизма и достоинства человек, знающий, что такое продолжительное, изматывающее душевное страдание. Но он собирает себя заново после целого ряда разрушительных событий в его профессиональной карьере и драм в семье, как например, смертельная болезнь его жены и хронический недуг дочери, а также собственное мучительное автоиммунное заболевание. В последний год Джордана Питерсона, которого многие молодые ребята и мужчины, зрители его канала на Ютьюбе, трогательно зовут Daddy, "Папой", и по которому они страшно скучают (это видно из сотен комментариев) практически не было видно, после того, как он в течение 2019-го года метеором пронёсся по всему миру, по десяткам стран и городов с публичными выступлениями. По сведениям его друзей и дочери, он до сих пор не оправился от какого-то сильного препарата, призванного облегчить его заболевание, однако же вызвавшего т. н. парадоксальную реакцию, то есть многократно усилившего симптомы и вызвавшего биохимическую зависимость.
Очень хотелось бы надеяться, что Джордан Питерсон постепенно оправится от всех своих болезней и потрясений и вновь засияет в жизнях ищущей смысла, ориентиров и их конкретного человеческого воплощения западной молодёжи, даруя направление и свет надежды в нашем разрушающемся мире, прямо на глазах обретающем всё более дьявольские черты невыразимо-смрадной гнусности, от которой хочется выть в голос.
Пусть эта зарисовка будет как бы такой небольшой молитовкой за этого удивительного человека.
*******************
Nota bene:
К вопросу о политкорректности
Как я давно и неоднократно отмечал в прежних своих, слегка наивных попытках серьёзных разговоров с непробиваемыми любителями розовых единорогов и спасения святого Климата, вежливость или деликатность в речевом выражении имеют с идеологией политкорректности примерно столько же общего, сколько равенство прописанных в законах возможностей профессиональной реализации для индивида вне зависимости от его расовой и этнической принадлежности, религиозного исповедания и т. д. имеет общих черт с банальным гоп-стопом, отнятием у фрайера его кошелька и "справедливым перераспределением" его содержимого между романтиками с большой дороги.