Вся духовная формация члена Общества Иисуса (Ордена иезуитов) направлена на интериоризацию символических структур христианской "истории спасения" посредством Духовных упражнений, сформулированных Игнатием Лойолой, и немедленное выведение этих структур вовне, в виде практической деятельности. По сути своей эта торопливость смены интенции в некоторой степени похожa на другую спешку, доминиканцев: contemplari et contemplata aliis tradere, передать другим в душпастырском рвении то, что только что сам едва успел созерцать в своей "внутренней клети" (речь об этих же самых символических структурах сознания, наполняемых требуемой образностью).
В свете этой интуиции я некоторое время назад ясно понял недоумение, растерянность и даже явное недовольство одного из моих иезуитских начальников (тогдашний провинциал Австрийско-Швейцарской провинции SJ, патер Gerwin Komma SJ), когда в беседе с ним в далёком 1993 г. я подробно рассказывал о своём личном пути, о недоумениях и страхах на "пути к Богу по пути духовного призвания". А ему это казалось всего лишь "кружением лишь вокруг собственного эго". Вышло смешно, однако всю суть этого юмора я осознал лишь много лет спустя. Вышло так, что явный эстраверт совершенно не понял человека, в сильной степени склонного к интроверсии, недальновидно истолковав его обычную, рутинную душевную "механику" как примитивный эгоизм. А ведь К.-Г. Юнг давно уже опубликовал свои важнейшие работы по психологическим типам и символике бессознательного. Увы, западноевропейские иезуиты намного больше находятся под влиянием Фрейда, с одной стороны, и Маркса с его эпигoнами, с другой.
Знаменательный этот разговор, происходивший в 1993 г., доказывает психологическую наивность и некоторую однобокость современной иезуитской духовной формации (насколько я успел её изучить за два года), при некоторых других её сторонах, более сильных (например, значительной длительности стандартного курса высшего философскo-теологического образования).
Собственно, Общество Иисуса и было создано экстравертом Игнатием для экстравертов по преимуществу. В новициате SJ в Иннсбруке меня заставляли изучать книгу "Gott suchen und finden in allen Dingen" ("Искать и находить Бога во всех вещах"). Но вещи лично меня интересовали гораздо меньше, чем мысли, чувства, ощущения и душевные состояния, то, что я называю внутреними событиями. Книгу я осилил (это была самая первая полная книга, прoчитанная мной по-немецки, ещё с постоянным использованием словаря) но ощущение однобокости этой специфической "духовности" у меня осталось.
В своё время из иезуитов получались прекрасные миссионеры, глубокие теологи, политики, придворные интриганы и папские шпионы и даже путешественники и лингвисты. Теперь, после катастрофической трансформации в 1970-е гг. некогда действительно великого ордена, изменившего лик Европы Нового времени, иезуиты пополняют ряды недомарксистов, теологов освобождения (поскольку в некотором специфическом смысле в Бога они всё же склонны в основном верить), пионеров секуляризации Церкви, а также всяческих мировоззренческих "диалогов". Однако по поводу этого последнего обстоятельства некто сказал, что с ними, с иезуитами "совершено невозможно спорить. Они же со всем соглашаются!"
И вот один из иезуитов даже становится главой Церкви, которому, возможно, и суждено её если не окончательно разрушить, то безнадёжно расколоть на две непримиримо враждующие части. Грустная ирония истории.