В парижском Собoре Нотр Дам впервые после пожара отслужили Мессу. Глядя на эти фигуры в орнатах и касках, невольно подумалось, что современная Церковь в ситуации острoй нехватки священников уже нарукополагала в иереи шахтёров, от чистого отчаяния.
Видимо, во Франции, да и везде в Европе так скоро будет повсюду: прихожане в касках, чтобы на голову не свалились обломки после пожаров, а священники ещё и в пуле- и ноженепробиваемых жилетах, чтобы участники мирного межрелигиозного диалога не растерзали их в случае неполиткорректных фoрмулировок.
Например, когда проповедник скажет, что Иисус есть Сын Божий и Бог. Ну и заградoтряды спецназа с автоматами, для защиты заповедника "контры" от мирных революционных и религиозных оппонентов.
Эти каски более чем наглядно показывают, что одно дело -- казённо-привычно проповедовать о "надежде на провидение Божие и уверенность в любви и защите Бога" (в том, что касается разрушения европейских обществ неконтролируемой массовой миграцией), но когда дело доходит до личной безопасности -- "сам-то не плошай". Неубедительно как-то выходит.
Комментарии от моих френдов по Лицекнижию по поводу странной "шахтёрской" Мессы в Нотр-Дам с касками, где могу подписаться под каждым словом. А вот почему, видимо, поймут далеко не все.
"Не факт, что это их собственная инициатива, скорее всего, без касок их бы просто не пустили на аварийный объект, находящийся в госсобственности. Другой вопрос, так ли уж необходима эта "знаковая Месса", если она обставлена таким маскарадом".
"Дело в том, чтобы тонко почувствовать границу между необходимым и возможным. Ничего бы там не обрушилось, это ясно. Но если государственные законы важнее и фундаментальнее религиозных, то после этого можно ничего не пояснять. Бенедикт XVI тоже бывал на аварийных объектах, но как-то обходилось без каски. Именно потому, что или-или".
Народ-то Божий, сохранивший sensus fidei fidelium, так просто не обманешь.
Эти жесты и внешние знаки имеют огромную "перформативную" силу. В данном случае иначе, чем свидетельством 1) фактического неверия, и/или 2) трусливого послушания перед установлениями атеистического* государства (Французской Республики) -- я бы это не назвал.
Конечно, каски не делают Мессу формально "недействительной". Однако всё дело в трудноопределимом остающемся осадочке. Да, именно в нём. Это и есть sensus fidei fidelium.
................................................
*) Воля ваша, но я не вижу принципиальной разницы между агрессивным секуляризмом и фактически униженным положением во Франции христианства по сравнению с некоей другой, привилегированной авраамической религией, растущей взрывным образом за счёт необратимой демографической трансформации общества, и государственным атеизмом. Преследования христиан-католиков церковными властями за "старый обряд", нигде не запрещённый -- это уже факт. Потому что #папафранциск!