В последние годы я очень много думаю о смерти. О жизни как умирании. Я так думал с самого раннего детства, но только в последние годы стал ощущать небытиё как ужас, чистый ужас. Саму теоретическую возможность небытия как нечто непредставимо ужасное, пред каковою возможностью каменеет разум и иссыхают все прочие чувства. Некоторым моим знакомым, гораздо меньше меня посвятившим свои размышления религии (как-никак, я провёл в монастырских и подобных им общинах около десяти лет своей жизни; по искреннему призванию, а не по принуждению или иным "нечистым" соображениям), это дало повод обвинить меня не только в "кризисе веры", но прямо-таки в атеизме. Сначала я было просто остолбенел в шоке. А потом задумался.
Эти интеллектуалы, для которых сомнение в достоверности того или иного является обычным рабочим модусом их научного делания, вдруг превращаются в примитивных фидеистов в том, что касается религии. Кроме того, им неведом императив великой эпохи расцвета христианской теологии в Европе (12-13 вв.) - fides quaerens intellectum, "вера, взыскующая понимания". Также им неведома метафизическая боль Иоанна Креста (Juan de la Cruz), написавшего великий трактат о "тёмной ночи веры", последующей за "тёмной ночью чувств". Чистый фидеизм - последнее прибежище современного интеллектуала, всеми силами старающего по странной прихоти или упрямству оставаться хотя бы номинально христанином. Увы, вся его вера либо схлопнулась до набора метафор, либо психологически обособилась, укрывшись в капсуле псевдо-фундаментализма. И то, и другое не допускает рассуждения, этого великого достижения христианской схоластики, самого её сердца, фундаментального императива.
В наше время трудно верить в какие-либо "синтезы", "суммы" теологий или философий прошлого. Нужен новый "синтез", новая Summa, которая бы вдохновляла и сердце, и ум, а не только вяло напоминала о "корнях". Возможна ли она на смрадных гниющих развалинах так называемого постмодернизма? Засохшие "корни" и вызывающая аллергию музейная пыль "культурной идентичности Европы" - плохая защита от потоков башибузуков и грядущего нового порядка, устанавливаемого адептами веры кочевников. Нужен новый Крестовый поход, но не как музейная реконструкция... Или позорная смерть, но без жалоб "на обстоятельства". Однако если христианская вера - лишь инструкция по "строительству мостов и разрушению стен" (если верить Его Воробейшеству Франциску), то лучше бы её вообще не было. Иные из мостов нужно разрушить, а стены возводить и укреплять.
Европа потому и сделалась и осталась Европой, что возводила высокие крепостные стены, а рядом с ними выкапывала глубокие рвы, затыкая бреши в стенах лесом вострых копий. Разрушив в старческом прекраснодушии стены и закопав рвы, Европа превратилась в примитивный супермаркет, где даже религия сделалась просто одним из товаров. Выбирай! Увы, результатом будет не чаемое многоцветье, а один лишь чёрный - цвет страха и смерти. Как сказал
Генри Форд, если вольно перевести смысл его легендарного высказывания: "Выбирай любой цвет - из чёрного" ("You can have any colour as long as it's black").
И ещё одну вещь забывают эти выставители поспешных диагнозов своим ближним, любящие других "считать" и заносить в клетки рубрик. Или, скорее, просто не понимают. Вера как вера (а не как религия, то есть набор ритуалов, каждений, свечек, догм, воскрeсных служб и т. п.) возможна лишь "по благодати". А gratia Dei невозможно ни заработать, ни выжать из себя, будто тужась на нужнике и отрекаясь от "богоданного" рассуждения. О вы, порождения ехиднины, слепые поводыри слепых...