Отличный постинг, многое схвачено верно. Он не учитывает лишь одного: в нынешней России это уже пережитки, ни служения, ни даже просто интереса и удовольствия - "постнаука", игра в науку ради корысти.
У нас это было бы трудно, слишком плохо за все эти науки платят, и слишком туманны перспективы. Вернее, перспектив роста в немецкой системе после 2000 года почти уже нет. Профессорских мест почти нет, и те лишь на временном договоре. Современный научный работник на Западе -- это пролетарий умственного труда, гоняющийся по всему миру в поисках грантов, которому нечего терять, кроме своих книг.
Но я все-таки думаю, что в посте сформулированно советское обывательское отношение к понятию наука.
Сами ученые советские и русские едва ли считали и считают себя сакральными фигурами и воспринимают это как служение. Среди них самые разные люди. И отношение к тому, чем они занимаются, самое разнообразное. Многие занимаются этим лишь потому, что им это нравится или интересно. И больше нет иных причин.
Филолога как такового в России никто ученым не считает, если только он не занимается какими-то сугубо узко специальными исследованиями.
Что такое подлинная филология, я понял только в Европе, под руководством немецких и австрийских профессоров-филологов. В СССР под "филологией" понималось с основном нечто вроде литературоведения, со всеми этими пресловутыми "типами", "идеями" и "зеркалами революций".
Что касается теологии - в силу множества причин, прежде всего потому что Русская Церковь в отличии от греков или римлян получила все в готовом виде, то ей оставалось только воспринять и "практиковать". Плюс ко всему - церковь на Руси постепенно стала верной служанской власть имущих. Поэтому, практика - это монашенство - иной раз подальше от официоза, а теология - это религиозные философы и писатели, главным образом, конца 19-20 века, причем, светские, и справедливости ради - они яркие и интересные личности, и в России их был не так уж и мало. Но вы правы...Это удел одиночек. Никакой школы. Это своеобразный феномен, что литература и философия одиночек дали то, что не всегда могли дать представители Церкви. Тем не менее, старчество существовало - в том числе и люди высокой духовной жизни. Правда, к теологии как таковой это прямого отношения не имеет.
///Учёный чем-то близок Поэту///. Вы правы, но это всё - Ученый, Поэт -, ИМХО, осталось в двадцатом веке. Да и вообще всё с большой буквы осталось там. Не только России касается.
Видимо, приблизившись к полтиннику, я подошёл к той роковой черте, где все укоренившиеся и хорошо знакомые представления уже в прошлом. А с новой реальностью -- по крайней мере российской -- я знаком уже не по личному опыту, а в лучшем случае из Сети.
Хороший текст, спасибо. Полагаю, что ученый становился Ученым именно в силу атеистической идеологии, весьма нуждавшейся в "сакрализации" отдельных сторон жизни. Сейчас, как справедливо заметили, этот пафос совершенно сошел на нет.
Сейчас в России все донельзя внутренне запутанно. Настоящей сакральности кот наплакал, а с "сакральностью" большая стратегическая и тактическая неразбериха. Постмодерн, короче. Лишь бы день простоять да ночь продержаться.
Если серьезно вдуматься, то мы живем в Кафкианском кошмаре под пятой сатаны. Можно назвать это изящным словом Постмодерн, и это тоже правда, но реальность намного печальней...ИМХО.
Но..."Держи ум в аду и не отчаивайся." "А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать..."
Comments 35
Reply
Reply
Reply
Reply
Сами ученые советские и русские едва ли считали и считают себя сакральными фигурами и воспринимают это как служение. Среди них самые разные люди. И отношение к тому, чем они занимаются, самое разнообразное. Многие занимаются этим лишь потому, что им это нравится или интересно. И больше нет иных причин.
Филолога как такового в России никто ученым не считает, если только он не занимается какими-то сугубо узко специальными исследованиями.
Reply
Reply
Но вы правы...Это удел одиночек. Никакой школы. Это своеобразный феномен, что литература и философия одиночек дали то, что не всегда могли дать представители Церкви. Тем не менее, старчество существовало - в том числе и люди высокой духовной жизни. Правда, к теологии как таковой это прямого отношения не имеет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Можно назвать это изящным словом Постмодерн, и это тоже правда, но реальность намного печальней...ИМХО.
Но..."Держи ум в аду и не отчаивайся." "А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать..."
Reply
Leave a comment