Ложь во спасение

Mar 28, 2018 17:45

image Click to view

स्वर्गमनृतेन गच्छति दयार्थमुक्तेन सर्वभूतानाम् ( Read more... )

санскрит, крохотки, шлоки, мои переводы с санскрита

Leave a comment

aba_g April 2 2018, 10:13:57 UTC
Первая строчка понятна. Надо иметь сострадание ко всем живым существам, ибо их жизнь священна. Это сострадание превыше всех этических и гносеологических категорий.
А вот со второй строчкой - проблема. Куда идет человек, если правда была высказана с целью уничтожения злых людей?
Уничтожение - зло, а если зло, пользующееся правдой, направлено на уничтожение зла (злых людей)? Какой ответ можно было бы получить, исходя из духа (не буквы) Kaundinya's Commentary on Pashupata Sutra?

Reply

edgar_leitan April 2 2018, 18:52:28 UTC
Я не очень понимаю в данном случае этой разницы между "духом и буквой".

Здесь сказано про уничтожение "добрых, добродетельных" (satām). Про злых ничего не сказано, так что не знаю. Об "уничтожении злодеев" есть любопытное место в Бхагавадгите гл. 4 строфы 7-8.

Данная строфа -- наверняка не сочинение самого Каундиньи, а взята откуда-то ещё.

Reply

aba_g April 2 2018, 19:30:56 UTC
+Про злых ничего не сказано, так что не знаю. +
- Вот Вы и ответили насчет разницы между "духом и буквой". Раз не сказано, не попытаться ли тогда пробудить собственную интуицию, так сказать, интуитивную антиципацию?

В Бхагавадгите "уничтожение злодеев" - прерогатива Кришны. Он берет на себя эту грязную работу. А в этом комментарии речь идет о человеке.
Спасибо Вам! Я сразу почувствовал некоторую притянутость этой строфы.

Reply

edgar_leitan April 2 2018, 20:11:04 UTC
Насчёт духа и буквы... Я прекрасно понимаю, что так принято говорить, и чтó это означает вообще. Но здесь я выступаю как филолог, разбирающий крайне неоднородный, древний текст, составленный явно из разных пластов, к тому же проблематично изданный, на основе одной лишь рукописи. Интуиции и фантазии, не подкреплённые конкретными отсылками к параллельным формулировкам из других текстов, в таком деле может помочь, а может сильно навредить.

Reply

aba_g April 2 2018, 20:23:30 UTC
Я понимаю, но я не предлагаю гипотетические предположения включать в научные выводы. Я задал этот вопрос из чисто теоретического интереса, поскольку порой бывает, что некоторые фантазии могут приоткрыть более широкую перспективу. Разумеется, строгая филология и метафизическое воображение - вещи практически несовместимые. Но почему бы не выделить минутку для интеллектуального хобби?

Reply

edgar_leitan April 2 2018, 20:44:50 UTC
Интуиции и умозрения -- это важная часть научной работы, даже не хобби. Но в конечном счёте они должны обосновываться конкретным знанием, тогда они становятся гипотезами и даже теориями.
После многих лет занятий предметом какие-то фантазии (свои и чужие) отметаешь сразу же, интуитивно, как ни с чем несообразные. А другие берёшь в разработку.

Reply

aba_g April 2 2018, 20:56:37 UTC
Предполагая это, я задал Вам вопрос, а Вы отнеслись к нему почему-то строго научно, не позволив себе маленькую интеллектуальную вольность.

Reply


Leave a comment

Up