ЛИВАНСКИЕ ЭТЮДЫ

Jan 29, 2009 13:17




На аудиенции у Патриарха Антиохийского, главы Маронитской Церкви Ливана, Nasrallah Boutros Sfeir, в его летней резиденции близ долины Каддиша.





Летняя резиденция маронитского Патриарха




Главная резиденция Патриарха в Бкерке, близ города Джуние.




Древняя резиденция маронитских патриархов в монастыре Каннубин в "Святой Долине" Qaddisha, на севере Ливана. Оплот ливанского христианства.




Древняя пещерная усыпальница глав ливанской маронитской Церкви.




А это пример современного храмостроительства маронитов, странное бетонное образование, выполненное в форме перевёрнутого финикийского корабля: храм Богородицы Ливанской в Хариссе. Издали видна огромная статуя Мадонны, куда кстати приезжает помолиться также множество мусульман-шиитов, особенно женщин.




Вид сверху, с Хариссы: преимущественно христианский город Джуние, расположен на рассоянии около десятка или полутора к северу от Бейрута.




У входа в президентский Дворец в Бейруте.




На приёме у (бывшего) ливанского президента Эмиля Лахуда. Президент Ливана, по традиции, закреплённой в Конституции страны, должен быть маронитом.




У одного старинного места паломничества в долине Бекаа, храма Богородицы в Бишват: Ваш покорнейший с хористами и послушниками-миссионерами.




В одной христианской деревушке в долине Бекаа на первой Литургии (примиции) нескольких новорукоположенных маронитских священников. Участвую в связанных с примицией благочестивых народных ритуалах.







Традиционная выпечка хлебных лепёшек: угощение для молодых священников-примициантов и для гостей церемонии.










Первая Литургия (примиция) только что рукоположенных маронитских священников. Обычно её принято служить в своём приходе на родине, в окружении родственников и специально приглашённых гостей. Маронитская литургия служилась когда-то целиком на сирийско-арамейском языке. Сейчас большая её часть служится на арабском, от сирийского осталось всего несколько молитв, в том числе Трисвятое, Евхаристический Канон, Отче наш. Из ливанских христиан-маронитов почти никто не говорит на сирийском (арамейском). Язык, бывший ещё в начале века для маронитов родным и разговорным, ныне ещё изучается в духовных семинариях и монастырях, как иностранный, язык традиционной христианской культуры региона. Говорят на нём в Ливане ещё небольшое число православных ливанцев в нескольких деревеньках на севере.




Угощение после Литургии.










Шумные народные гуляния, песни и традиционные танцы в честь новорукоположенных пресвитеров и их первой Литургии.







Долина Каддиша, некогда оазис ливанской маронитской Церкви: многочисленные ныне (полу)пустующие монастыри и скиты напоминают о былом расцвете. Когда-то здесь проживало около 2 тысяч одних только отшельников (если мои устные сведения верны). Сейчас настоящих отшельников здесь, если не прибавилось за последние 3 года, всего 2 или 3 человека. Один из них -- бывший профессор богословия, кажется, из Аргентины.
Природа и вся атмосфера прекрасны, располагают к созерцанию, но вот в пустынножительстве царит "мерзость запустения".










Скиты и ныне пустующие пещеры.




Монастырь Каннубин, древняя резиденция маронитских патриархов и место, где они в особой пещере прятались от нашествий врагов. В настоящее время тут живёт и приглядывает за монастырём несколько монахинь. Древнейшая ныне раскапываемая часть восходит к временам императора Юстиниана.




Монастырь св. Антония, где марониты первыми из арабов на Ближнем Востоке изобрели книгопечатание. Правда, христиане-марониты в основном не любят, когда их называют "арабами", всячески от этого наименования открещиваются. Когда их спрашиваешь о "национальном самоповосприятии", говорят, что они "ливанцы" или "потомки финикийцев". Некоторые предпочитают вообще не учить литературный арабский язык, а вместо этого используют французский в качестве языка литературы и культуры. Разговорным/-и остаётся/остаются ливанский/-ие диалект/-ы арабского языка.










Церковь в монастыре в 10 км от Библоса (Jbayl), где подвизался во 2-й половине 19-го века великий ливанский святой Шарбель. Я уже перестал счёт вести своим ливанским знакомым, которые носят имя в честь него.




Справа в полутьме церкви, если приглядеться, сидит монах ордена св. Антония-пустынника, с надвинутым капюшоном.







Монастырь св. Шарбеля в Анная и в нескольких км от него скит, где подвизался святой.













Новициат в Крайм, где послушники маронитской конгрегации ливанских миссионеров в относительном уединении готовятся к "апостольской" деятельности. Конгрегация была создана примерно в середине 20 века по образцу ордена иезуитов. Нельзя забывать, что, хотя и монофизитская по происхождению, маронитская Церковь уже более 850 лет находится в общении с Римом. То есть является восточно-католической поместной Церковью. Маронитский Патриарх занимает в Римской иерархии ранг кардинала.
Я имел возможность какое-то время (порядка полутора суток) принимать участие в жизни общины послушников.




На дальнем плане -- современный греко-католический храм близ Хариссы. Служба в греко-католических храмах происходит на арабском. В православных, кажется, всё-таки по-гречески.







Армянско-католический мехитаристский монастырь и резиденция армянского католического Патриарха.







На патриаршем троне: не мог удержаться, чтобы тайком не посидеть...




Знаменитые ливанские кедры (´арз), коих всего несколько рощ на их родине и осталось: строго охраняемые, прекрасные деревья. На заднем плане вершина Саннина.




А это патриарх среди кедров, самое старое дерево во всём Ливане. Местные утверждают, что этому старцу несколько тысяч лет. То есть что он ещё видел строительство Храма Соломонова в Иерусалиме, -- вернее, "видели" его ровесники.




С двумя пожилыми ливанскими батюшками-миссионерами, проведшими несколько десятков лет по разным странам мира; встреча под сенью кедра.




А этот батюшка слева миссионерствовал 40 лет в Аргентине.




Город Джуние, вид из фуникулёра. Спускаясь из Хариссы.




Медитативное отдохновение на ресторанной террасе на берегу моря, с кальяном. Среди камней под террасой снуёт огромное количество голодных кошек, ждущих подачки...




Традиционные ливанские дома с черепичной кровлей: в Даир-эль-´Амар, что на горном хребте Шуф. Неподалёку расположены территории (деревни), издавна заселённые друзами.




Цитадель в городишке Библос (Джбайль), считающемся одним из самы старых городов мира. Кажется, здесь живут люди уже как минимум 6000 лет. В Библосе был по преданию изобретён финикийский алфавит, лёгший в пра-основу многих алфавитов мира. Пд строительство крепости крестоносцами использовались камни древних финикийских храмов и колонны римских святилищ. Так что тысячелетия истории здесь непринуждённо уживаются в пределах одного здания. Этой самой "историей" здесь дышит каждая пядь земли.
А по ночам снятся ужасы войн, взрывы (мне, по крайней мере)... Наверное, насилие, войны и кровь уже на "субатомарном" уровне пронизывают эту прекрасную, древнюю землю...




Улочка-аллейка в Библосе.




Суннитские "батюшки" спешат в мечеть на полуденную молитву.




На приёме у Великого Аятоллы М.-Х. Фадлаллы в его резиденции в южном Бейруте, в составе группы венских богословов. Мою статью нём смотри в моём ЖЖ.




Долина Бекаа, в основном оплот Хизбуллы, за вычетом нескольких чисто христианских деревень и городков. На заднем планы горы Антиливана и Сирия.




Баальбек. У входа в знаменитый римский храмовый комплекс Юпитера (и ещё кого-то...). Здесь же музей "ливанского сопротивления" (чуть виднеется портрет Шайха Насраллы, известного деятеля...). Вообще, символика Хизбуллы здесь повсюду. Не имею понятия, как всё это выглядит теперь, после летней войны 2006 г.







Строящаяся мечеть в долине Бекаа. Вообще, марониты жалуются, что стоит на "христианской" территории где-нибудь не севере Ливана поселиться "хоть одной" мусульманской семье, как она с помощью денег саудовских или иранских спонсоров тут же выстраивает себе отдельную мечеть или "хусайнию". Уменьшение числа христиан на Ливане за счёт миграции на Запад, гражданских войн и взрыва рождаемости среди мусульман, особенно шиитов, представляет действительно серьёзную проблему для традиционной многорелигиозной, многоконфессиональной, а также особенно христианской идентичности Ливана. За последние десятилетия нарушился какой-то многовековый баланс. Многие христиане говорили мне, что с Ливаном связано выживание христиан вообще на Ближнем Востоке. Ливан для здешних христиан -- как символ жизни и надежды! Сделайся он из многорелигиозного моноисламским -- и рухнет последний бастион. И вместе с этим, боюсь, подвергнуться постепенному уничтожению многочислненные древние памятники самобытной христианской культуры. Горько это осознавать. Кстати, именно так говорил мне лично маронитский Патриарх при встрече...




Из области диковинок: музей мыла в Сидоне. А в Триполи Ливанском в "мыльных" торговых рядах я купил лучшее мыло, какое только видел и каким пользовался в моей жизни, с душистой амброй...




Древняя история в Тире.




Древнее и новое: удивительное соседство в Тире (Сур).




Полуискусственное озеро Кураун в долине Бекаа.




Место последнего упокоения знаменитого патриарха ливанской арабской литературы Михаила Нуайме, многолетнего друга по переписке российского Академика И. Ю. Крачковского. Нуайме прожил 100 (или 99?) лет, скончавшись только в 1988 или 1989 году. В начале 20 века (1905-1911) М. Нуайме учился в учительской семинарии в Полтаве, где и полюбил русскую культуру. Считается одним из крупнейших прозаиков современной арабской литературы, его глубоко любят и почитают ливанцы, особенно в его родной деревушке Бискинта, где он прожил с 1932 года до самой своей смерти. Я настоял на том, чтобы мои ливанские друзья отвезли меня в Бискинту на его могилу. Кстати, в этой деревне в начале 20 века какое-то время пожил и Крачковский.
На могиле Михаила Нуайме всегда множество народа...





экскурсии, Ливан, путешествия, Восток

Previous post Next post
Up