Посмотрел, наконец, со второго захода этот сериал, все 10 серий вышедшего 1-го сезона. Каюсь: с первой попытки я фильма толком не понял и перестал смотреть где-то на 3-й серии. Не пошло, и всё тут. Видимо, из-за неверной начальной установки мне он показался каким-то нелепым, совершенно нереалистичным, слишком гротескным, несмотря на прекрасные декорации и костюмы, а также замечательную актёрскую игру. Во второй раз я отбросил это подсознательное ожидание "реализма", пусть и псевдо-, и стал смотреть фильм как некую притчу.
И фильм этот меня до глубин душевных поразил.
А на двух проповедях Папы, уже ближе к концу, глаза просто оказались на мокром месте. Странно. Даже при простом воспоминании -- тут же в горле застревает комок, и глаза заплывают. Не пойму, в чём дело. Mysterium tremendum et fascinans. Да, необычайно зацепило. И вопросы в фильме поставлены фундаментальнейшие: о вере, о Церкви, о святости, о Боге... Самый главный -- о Боге.
Но поставлены они с таким ироничным о(т)странением, что подвоха невозможно заподозрить. Любые попытки увидеть тут какую-либо дидактичность или даже самомалейшую тень плоского морализаторства разбиваются об эту иронию, граничащую с сарказмом и цинизмом. Своего апофеоза эта поразительная апофатика достигается в заключительной проповеди Папы в конце 10 серии, звучащей почти как буддийская Сутра. Но никаких заумных намеренных аллюзий тут нет, это просто ощущение.
Не ожидал этого от сериала. "Какое странное место! Ну очень странное место..."