Полунощные мысли об интеллектуальной культуре

Feb 26, 2015 01:40

Помимо общего нынешнего состояния академической образованности, отсутствиe в России интереса к профессионализму как специфическому "знаку качества" работника умственного труда (интеллектуала), возможно, обусловленo какими-то не очень понятными мне культурными предпосылками. Могу здесь лишь предполагать. По моим наблюдениям, не претендующим на ( Read more... )

русская культура, наука, размышления, Европа, Россия

Leave a comment

edgar_leitan February 26 2015, 01:47:10 UTC
То, что Вы имели в виду, это не муза, а просто импульс подумать :)

Насчёт редкости писания -- тут три основные причины:

Во-первых, очень много душевных сил съедает диссертация "на два фронта" (то есть по двум специальностям) и на два университета, которую необходимо будет сдать вовремя, а также занятие попутно Wissenschaftsmanagment (организация научной конференции, участие во всяких заседаниях и workshops института и т. п.).

В-вторых, что-то я стал к ЖЖ относиться слишком серьёзно. Вот в FB можно накропать пару строчек (краткий комментарий), и будет. А тут это вроде как не comme il faut. Наверное, к ЖЖ надо бы относиться попроще. Но политических споров мне достаточно в ФБ, сюда не очень бы хотелось их переносить, да и бороться со всякими идиотами или просто идейными оппонентами мне надоело. И времени нет на них, и желания, потому как абсолютно бесполезно. Бессмысленно, потому что мнение других людей ни за что не изменишь, можно лишь в лучшем случае принять его к сведению. Однако если оно меня раздражает или пугает, то и к сведению я ничего такого не хочу принимать. Пуcть себе ступают с Богом!

В третьих, уже целый год борюсь с упорным нежеланием, страшным внутренним сопротивлением писать по-русски. О причинах Вы, наверное, догадываетесь... Я понимаю, что сам по себе язык тут вроде как не при чём, но всё же, но всё же... Мир стал иным, и я изменился. Однако, несмотря на всё, пока что решил ещё не ликвидировать свой ЖЖ. Вдруг в России остались ещё нормальные, разумные люди? -- слаабая такая надежда пока теплится. Да и читают меня вроде бы не только в РФ.

Reply

const_bts February 26 2015, 03:45:56 UTC
Тем важнее, чтобы вы писали - и по-русски, и развернуто. Важнее для самой России и для самих русскоговорящих. В противном случае, если все замолчат, что останется...

Reply

edgar_leitan February 26 2015, 04:40:58 UTC
"Для России" сейчас важно резко сменить курс по очень многим направлениям, вылив метафорическое ведро холодной воды на свою коллективную голову, а не читать мои приватные размышлизмы, интересные для крайне немногих. Но боюсь, что этой смены вех при моей жизни уже не произойдёт.
Мне кажется, что из ЖЖ уже очень многие приличные люди сбежали. Уж больно много тут портянистых служивых или совсем неадекватной публики расплодилось... Но на них жалко время и нервы тратить, бесполезно. Но я пока решил подержаться. Хотя ведь для многих людей ТАМ получается, что это я неадекватен нынешним реалиям. Условность координат!
Но всё равно спасибо за поддержку. :)

Reply

nazlo_vsemu February 26 2015, 22:13:42 UTC
Конечно,в чем-то Вы правы.Но площадка ФБ не совсем удобна для подобных задушевных бесед.Там все мчится в каких-то обрывках фраз и смайликах...

Как там Макаревич пел:не стоит прогибаться под изменчивый мир...
Так вот,руководствуясь этим девизом,я просто зачистила свое ЖЖ-шное поле от разного рода мусора:ввела настройку "скрывать все комментарии кроме друзей".Вот так и живу:тихо и в чистоте,оставляя место для нормального диалога:)
Хотя,конечно,при Вашей-то нагрузке....с другой стороны-тем ценнее Ваши редкие появления здесь! :))

Reply

edgar_leitan February 27 2015, 15:55:10 UTC
Да, мне формат ФБ совсем не нравится для чего-либо серьёзного. Но помимо прочего, у меня там много европейских и американских коллег, разбросанных по всему миру. ФБ удобен, чтобы поддерживать связь.

С "диалогами" сейчас совсем плохо. Да, из-за занятости, но я как-то пытаюсь отвечать.

Reply

quaeritans February 26 2015, 07:46:38 UTC
Ваши записи - утешение велие, особенно сейчас, в великопостные дни. Будет очень жаль, если и Вы вдруг решите покинуть жж-площадку.

Reply

edgar_leitan February 26 2015, 10:32:56 UTC
Ой, большое спасибо за такие слова, это читать их утешение! Вот уж не ждал, не гадал... Нет, пока не покидаю, это просто искушение такое было; у меня account ещё до следующей зимы оплачен, а я скупердяй :)
Просто теперь как-то руки мало доходят до писания всего остального, кроме диссертации. Ну и политичееская обстановка как-то мало способствует искреннему сосредоточению на специфически релевантных для русскоязычного читателя темах... Борюсь с собой :(

Reply

quaeritans February 26 2015, 11:49:20 UTC
Да, политическая обстановка многих "подкосила".
Но где-то в глубине души я все еще не теряю надежды, что все будет хорошо.

Reply

edgar_leitan February 26 2015, 14:04:27 UTC
Да-то Бог...

Reply

nlzo February 26 2015, 10:56:29 UTC
Эдгар, так пишите по немецки или английский. будем читать, но чаще)))

Reply

edgar_leitan February 26 2015, 11:10:17 UTC
По-немецки мало кто читает, кроме немецкоязычной центральной Европы. В таком случае сам формат блога и тематика должны быть совершнно другими. А по-английски мне не очень "вкусно" писать, это не мой родной язык, как немецкий :)))

Кстати, могу Вам порекомендовать отличный индологически и философский блог моей коллеги из Вены: http://elisafreschi.com/

Reply

nlzo February 26 2015, 11:25:45 UTC
))) зато будет возможность подтянуть немецкий читателям)))) так сказать

Спасибо за блог, посмотрю

По поводу мыслей в посте, все созвучно. И мне кажется, что это касается не только гуманитарной науки, а вообще всего человечества. Все сейчас хотят получать все побыстрее и чтобы было не скучно. К сожалению и в себе иногда нахожу такие черты.
Про мессианство в культуре людей с востока все верно. Им трудно жить без мессианских мыслей. Без концепций богоносцев и тд. К сожалению и в себе отлавливаю иногда сходные интенции, но стараюсь с ними бороться.

Reply

edgar_leitan February 26 2015, 14:17:38 UTC
У меня такое впечатление, что на условном Западе публика получают информацию скорее по принцупу клипа или дайджеста (Reader's Digest). Кажется, даже есть такой термин "клиповое мышление".

Для подтягивания немецкого приезжайте в гости хотя бы на недельку, буду рад! Неплохо мы тогда погуляли... :)

Reply

nlzo February 27 2015, 09:29:58 UTC
Сейчас все принято спихивать на постмодерн. Так что это в духе и тендеции этой философии.
Но возможно проблема еще и в объемах информации. В каждой области их накопленно огромное количество, и дейстительно сложно вникать, читать, думать- поэтому предпочтение отдается так называемым саммари.

Да погуляли хорошо. Но Вена требует все таки больше времени. Столько музеей, мест и тд. Да и в Яме хочется поторчать подольше. Полистать эти книжечки на разных языках.))) Так что планирую вырваться в начале мая на пару дней.

Reply

edgar_leitan February 27 2015, 15:23:37 UTC
Буду рад встретиться в мае!

Посмодернизм --это, конечно, никакая не философия, а модный интеллектуально-эстетический бренд.

Reply

nlzo February 26 2015, 11:34:34 UTC
Кстати интрессное эссе на тему литератур
http://budzma.by/news/viktar-marcinovich-nye-khachu-byc-adnoy-litaratury-z-prylyepinym.html

Reply


Leave a comment

Up