На правах дискуссии: вот я - русский из Эстонии, и мне мой русский язык (не буду про культуру) дорог так же, как вам - латышский, а эстонцам - эстонский. С какого перепугу мне хотеть ассимилироваться, уважаемый Эдгар? Сносного владения языком страны проживания - достаточно. А попыткам ассимиляции (которые и у нас проводятся, и приводят к очень гнусным результатам, если говорить о переводе на эстонский образования) я буду противостоять. Потому что они делаются не из прагматики, а из националистической блажи, увы, и тотальной нелюбви к ближнему.
Обозначенная выше позиция сводится к одному: что позволено одним народам (латышам, эстонцам), то непозволительно другим (русским). Де факто так и есть, вопрос в риторическом обосновании, которое предлагается в виде отрицания права на равные права по факту рождения, "исторической вине" (это при том, что за всеми сверх-народами остается огромный неоплаченный счет по тому, что русские для них сделали) и т.д.
Вот, честно говоря, я не люблю мышление странами и народами. Мне не нравится, когда права таких, как я, ущемляют под каким-то надуманным предлогом. Для сохранения своей культуры ассимилировать кого-то вовсе не обязательно; "для продолжения рода нужно совсем другое".
Люди, которые "на все смотрят как бы с точки зрения коз" (цитата из Моруа, если что), интересны, но ограниченны - а уж когда в роли коз выступает абстракция типа "народ"... Я люблю мышление реальным ближним. Это, мне кажется, один из двух достойных видов мышления. Второй - сад чистой мысли: математика, языки и прочее, может, и травинки. Но без первого это пустота страшная.
Я не думаю. "Ближний" -- специфическое слово из лексикона христианской этики и, если угодно, христианской культуры. Космополитизм -- это порождение совсем иного типа цивилизации. Для космополитизма достаточно знание, худо-бедно, бытового и коммерческого английского языка и свобода передвижения + наличие денег (кредитки).
Позволю возразить: космополитизм - наднациональное восприятие - в христианском смысле. Христианство в Европе было первым мировоззрением, для которого культура и язык стали не целью, а средством. Римляне, как правило, не учили языки других народов (кроме греческого по понятным причинам). Христиане стали делать это первыми - миссионеры, само собой. Когда я говорю о космополитизме, я имею в виду именно такое супра- и интернациональное восприятие, фундамент которого - не "идентитет", а моральные ценности.
Культурно-языковая ассимиляция "окраинных" народов -- это как раз основная стратегия экспансивной по своему типу русской культуры. Балтам и финно-уграм она не свойственна.
М-м-м. Не знаю ничего про типы культуры (это конструкт, согласитесь), но, да, большим народам, которые считали себя цивилизаторами, по ходу истории было свойственно пытаться ассимилировать малые - это правда. Тем более непонятно, зачем эстонским и латвийским политикам копировать эту жуть, когда есть все предпосылки к иному, более перспективному пути.
Нет никакого агрессивного моря. Есть глупые политики с обеих сторон. И агрессивные националисты, любители навязывать инородцам свою культуру, - тоже с обеих.
мышление странами и народамиedgar_leitanOctober 1 2014, 22:24:30 UTC
Это не "мышление" странами и народами, а попытка о каких-то вещах, затрагивающих нашу повседневность, б.-м. внятно поговорить. К сожалению, без использования универсалий (как изучавший буддийскую философию я прекрасно понимаю, что это мыслительные конструкты) тут не обойтись. Впрочем, реалист вроде древнеиндийского найяика тут бы возразил...
Латыши риторически обосновывают это (обычно) не риторикой исторической вины, но тем, что у них только одна родина, а у считающих себя русскими есть Россия. Если так уж невмоготу жить в Латвии и считаешь, что тебя притесняют (сиречь заставляют учить тебя ненавистный язык), можно в крайнем случае уехать на свою (историческую) родину, где звучит родная речь и всё такое. Так говорят на эти темы, к примеру, мои родственники, которых в неприязни к русским как народу может обвинить лишь самый предвзятый и недобросовестный человек.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Эдгар, а вы только буддолог или и буддист тоже? Говорят, нельзя быть буддологом, не став буддистом, но я видел всякое.
Reply
Reply
Leave a comment