Литовский поэт читает свои стихи

Dec 04, 2012 00:19

image Click to view

Уговорил своего друга, литовского поэта и переводчика Альмиса Грибаускаса почитать свои стихотворения на видеокамеру. Возможно, сейчас это не совсем понятно: зачем записывать и выкладывать? Но кто знает, что будет через много лет, кому это окажется вдруг нужным? Мы ведь благодарны, что фонограммы донесли до нас голосa кого-то из великих русских ( Read more... )

персоналии, Литва, друзья, личности, литовский язык, литовская поэзия, поэзия

Leave a comment

edgar_leitan February 20 2013, 13:21:27 UTC
Я не знаю, в чём там было конкретно дело, и почему он то ли не писал, то ли не публиковал (сам очерк о его творчестве, который я поместил в свой пост, написал не я). Но могу расспросить его в следующий понедельник, когда мы снова увидимся. Знаю, что любая карьера в СССР для него стала невозможной, когда он категорически отказался вступать в компартию, ещё в 1970-х. Естественно, это были "свои" коммунисты в Литовской ССР.

Проблема независимой культуры везде примерно одна. Ей самой как-то приходится пробиваться. Но в ССоюзе, помимо этого, были обстоятельства идеологии. При коммунистах обычными были были гонения и прямые запреты, и поэтому любая независимая культура попадала под запрет. Приведённые Вами отрадный факт "открытия" Мильтиниса Крымовой говорит лишь в пользу профессионала Крымовой, но не в пользу советской оккупации Литвы. Нынешние знаменитые режиссёры, как например Eimuntas Nekrošius разъезжают со своими труппами по разным странам. В советские времена так бы его и пустили! В самом лучшем случае пригласили бы в Москву, если б признали, да не нашли бы преткновений в идеологии. Но Някрошюса никуда бы не выпустили, конечно. Слишком явный "буржуазный идеалист". А то бы и в психушку посадили.

Reply

nelublukepkin February 20 2013, 14:14:55 UTC
видите ли, эдгар...
вы - автор самого блестящего некролога о померанце.
как я понял, высоко цените мамардашвили и пятигорского. уважали аверинцева (это я только о своих кумирах).
опять же, буддист.
но парадокс - как начинаете говорить об оккупации прибалтики, так (сорри) напоминаете разводящуюся супругу, которая "припоминает" все новые и новые недостатки экс-мужа.
вы, вероятно, верите в голодомор (в том смысле, что истребляли именно украинцев) и поддерживаете флуд некоторых казахов, которые перманентно требуют осудить россию за "распахивание девственных степей казахстана" (благодаря которому они сейчас в тройке мировых экспортеров зерна):-)

я провел в прибалтике старшие школьные и студенческие годы. знаю ситуацию ближе, чем многие, но безусловно дальше, чем вы. если говорить о латвии, то был на вэфе (и едал в знаменитой автоматической столовой) и рафе (ау, где они?), выписывал СМ блинова.
я вовсе не роняю слюни по советскому строю (папа-москвич после войны отдыхал 5 лет на курортах чукотки). но я застал лайт-советский строй и видел его проявления в прибалтике очень близко. таких отношений между людьми больше никогда не будет.
(но вместе с тем, я я считаю полным быдлом тех, кто долгие годы жил в прибалтике и не удосужился выучить язык).

но мы говорили о культуре.
извините за цитату из своих "воспоминаний":-):
".. Но все-таки Helga поражала меня своей половинчатостью. Языки, умение орудовать нужной вилкой (я тогда не знал, что для рыбы и мяса вилки - разные), знание музыкальной классики (особенно, северных композиторов) - при полном равнодушии к своей (не советской, а именно эстонской!) культуре. Она воспринимала ее, как ненужную, жалкий фон, несмотря на то, что уровень литературы, музыки, живописи, кино был высоким. Смеялась, когда я рассказывал про книжный персонаж типа insener Paaberit, который знал свой мотоцикл лучше, чем жену. Восторгалась композициями группы «Kaseke», от которой я просто тащился. А потом, приезжая снова, спрашивал: «Ну, как? Читала Матти Уньта, Тээта Калласа?» - «А, этих... Нет, ты знаешь!» http://nelublukepkin.livejournal.com/25981.html

вы угадали:-)- я смотрел спектакли эймунтаса някрошюса в москве (зрители выломали двери и сидели на ступеньках).
и книгу сруоги читал (о лесных братьях).
был на рок-концертах в тарту, таллине, пярну, клайпеде, канасе и пр.(а у нас "задвигали").
мы ходили в гости и говорили то, что думали.
а теперь выясняется, что это была жизнь за колючей проволокой
:-)

Reply

edgar_leitan February 20 2013, 15:26:03 UTC
У меня такое специфическое отношение к Советскому Союзу и большевикам далеко не только из-за Прибалтики. Сам я всё-таки рос больше в Питере, нежели в Латвии. Я не считаю, что при коммунистах совсем "не было культуры". Но... Дело не только и не всегда в одной лишь культуре, тем более в снисходительности Империи к "культуркам" своих окраин. У нас в семье (с моей латышской стороны) очень хорошо помнят высланных, сидевших в лагерях родичей, друзей и соседей, помнят попытку сослать всю мою семью вместе с молоденьки отцом в 1946 г., которую мои предки лишь по счастливому стечению избежали, так как спрятались на пару недель в лесу. Я вот я спрашиваю своих родственников в Латвии или друзей в Литве, которые, как правило, вполне буднично сварливо жалуются на жизнь и на свои правительства и своих жуликов-политиков -- хотели бы они в Сов. Союз обратно? В ответ они немедленно начинают в ужасе махать руками...

Именно при Советах в ту же индустриально развитую Латвию заполонили советские "мигранты", которым дела не было до коренных местных жителей с их чувствами, с их "собачьим языком" и особенностями национальной культуры, к которым прибалты так чувствительны. Им вообще не до какой культуры не было дела, в том числе и до русской, так как в большинстве это были не русские, а "русскоязычные советские". И это отношение приехавших по разнарядке, которые и теперь продолжают говорить: "Здесь НАША земля", никуда из взаимоотношения этносов не выкинешь. Нормально общаться можно лишь с тем, кто тебя уважает, а не называет буднично "лабусом" или "фашистом", как называли моего отца и других в школе ученики из параллельных русских классов.

Да, Вы правы насчёт метафоры "развода", это неплохо описывает ситуацию: иногда бывшим супругам (особенно если это был явный мезальянс) неплохо какое-то время пожить совсем раздельно, даже если с точки зрения культурного разнообразия эта жизнь пока оставляет желать лучшего. Потом уже можно начинать выстраивать взаимоотношения на совершенно новой основе, уже как "друзья", как независимые и добрые соседи. Но как соседи по лестничной клетки, владельцы собственных квартир, а не как соседи по знаменитой "Вороньей слободке".

Во всех таких вещах очень много личного отношения, естественно, и эмоциональной субъективности. Да, я считаю, что хорошо бы, чтобы Россия хотя бы 2-3 поколения совершенно не трогала Прибалтику. Выросла бы совершенно другая молодёжь, с другим отношением к "русским". Но РФ, увы, не может совсем "не трогать" своих соседей и бывших вассалов. И это тоже грустный факт. А с нынешним развитием в РФ вообще совершенно неясно, куда всё это приведёт. Мне здесь трудно оставаться на отстранённой метапозиции, не выказывая личной вовлечённости. Но, как верный ученик того же Пятигорского, я могу над своим эмоциональным отношением рефлексировать, оставаясь человеком цивилизованным. Хотя бы в идеале.

К слову о "колючей проволоке": она не всегда видна так явно. Я лично совершенно не против культурных связeй кого бы то ни было с кем бы то ни было. Только за, будучи по своей судьбе и интересам космополитом. Но они должны быть вне политики и агрессивной идеологии, свободными и происходить по взаимному влечению. Нынешнее истерическое отношение РФ ко всему "западному", вся эта идиотская риторика ведь не подогревает добрых к ней чувств бывших "наложниц" (бывш. сов. республик) или вассалов (Ostblock, восточноевропейских стран из бывшего соцлагеря). О вещах культуры и мышления можно было спокойно и доброжелательно говорить с русским космополитом Аверинцевым, которого я хорошо и достаточно долго знал, или с
русским евреем и космополитом Пятигорским, с которым я не был знаком лично, к сожалению. Но всякая надежда на попытку понимания заканчивается, когда начинается ностальгия обычного обывателя (не примите на свой счёт, ради Бога!), выросшего в СССР, по своей советской юности, где в ход идут известные аргументы: "Мы вам понастроили заводов, мы вас кормили-поили" и т. п. Ну что на это возразишь? Да, понастроили, но...

Reply

nelublukepkin February 20 2013, 16:18:21 UTC
спасибо за обстоятельный ответ. да, я вас задел, но задел намеренно, скорее, удивившись вашей парадоксальности.
вы так пишете, будто сталин - мой дедушка:-) как-будто питер не заполнили те же "интеллигенты" из соседних областей. (кстати, когда иной ярый питерец начнет втирать о истинной столичности, я напоминаю, что настоящие питерцы на пискаревке).
то есть наших сгноили в лагерях - ход истории, а прибалтов - хоррор?
вы очень предвзяты. интересно, встречая где-то на отдыхе в дупель пьяных англичан, вы ставите на нации крест или все-таки помните о шекспире?:-)

простой пример: в каментах проехались про нила ушакова и "деньги с востока". уже даже не смешно.
про шведские банки, которые скупили латвию, "забыли", про латвийский флот, разрезанный евросоюзом - тоже запамятовали, про половину работоспособной нации на заработках в европе - не заметили, но поди ж,"россия не может не трогать соседей" (???), хочет поработить латвию?:-)
я уже предвижу: сначала сейм торгует гражданством, а потом (когда закрома пополнятся) начнется обратка: "русские оккупанты скупили дома!"
была такая книга "гнездо на ветру".
это остается верным и сейчас.
но теперь-то (ИМХО) какие претензии к нам? это не "страшные русские" довели латвию до крындеца, а ваши вороватые элиты с лозунгами национального подъема. латышские крестьяне повесились оттого, что не смогли отдать кредит шведским и пр. банкам, а вы опять из рукава русскую страшилку вынимаете...
ну, должна же быть какая-то объективность? вы же так тонко чувствуете ... иное, не касающееся латвии?:-)

Reply

edgar_leitan February 20 2013, 16:52:19 UTC
На самом деле, то, что происходит с Латвией в последний десяток лет: со всеми этими всё скупившими иностранными банками, с вороватыми элитами временщиков, по которым тюрьма, а то и, pardon, пуля плачет, и прочие безобразия в том же роде, вгоняет меня в такое глубокое уныние, что и думать об этом, если честно, совсем не хочется. Надежды у меня почти никакой не осталось, поэтому всё это активно вытесняю из сознания в глубины подсознания: читаю почти только старые книги.

Всё-то это верно, что Вы говорите... Кроме того, что я с ужасом иногда думаю о реальной возможности повторной "интеграции" Латвии обратно, уже в РФ, когда режим введёт туда "миротворцев" на танках, как в Грузию, а слишком активных "националтуземцев" снова куда-нибудь сошлёт. Имперское мышление никуда не делось. Именно поэтому я также не в восторге от гигантомании ЕС, да и от самой нынешней идеологии руководителей ЕС. Но здесь я могу лишь с грустью наблюдать эти процессы, не имея возможности повлиять, кроме как голосовать за национальные партии, критически настроенные относительно ЕС.

Если честно, элиты эти не "мои" и не "наши". Не будучи уже довольно давно гражданином ЛР, я эти, с позволения сказать, "элиты" не выбирал.

И всё же, и всё же -- вся эта нынешняя "чернуха" и настроения безнадёжности ещё не повод, чтоб восторгаться советским прошлым. Если над чем и можно чисто теоретически поностальгировать, что ещё реально помнят живые пока старики, так это временем независимости и всякого рода "расцветов", начиная с 1920-х гг. и до 1940-го. Да и то, Ulmanis был ещё тот "демократ", да и всё специфически латгальское он запретил, что мне крайне несимпатично.

Нынешняя мизерабельная демографическая ситуация с её диким этническим перекосом, вернее, корни этих ситуаций, были заложены всё же во времена СССР. Ситуация чем-то типически подобна таковой в Тибете, аннексированном коммунистическим Китаем, где тибетцы давно уже сделались меньшинством, теряя постепенно свё то, что делало их тибетцами. Разница Тибет/Латвия только в масштабах и числах. Отрицать это было бы глупо. Если бы не шанс на свободу в начале 1990-х и принятие всяких ограждающе-защищающих законов о языке, да некоторая репатриация советских мигрантов в РФ, латыши давно бы были исчезающим национальным меньшинством. Но я понимаю, что Вы, как человек, чей единственный (?) родной язык -- русский, едва ли хотите (или можете) это отношение прибалтов к своим языкам полностью понимать и принимать. Для Вас русский язык -- естественен (как, впрочем, и для меня), для большинства прибалтов -- это не столько удобное (хм...) средство коммуникации, но во многом язык недобрых соседей, давно и надолго обосновавшихся в доме, и желающих вернуть себе прежнее влияние. Воспринимаемый в большинстве как навязанный извне. Но это уже судьба почти всякой относительно малочисленной нации -- необходимость, кроме своего языка, пользоваться культурно значимым в регионе языком более крупных народов. Немногочисленные исландцы -- скорее исключение, но лишь только по причинам географической удалённости.

Reply

nelublukepkin February 20 2013, 17:34:36 UTC
"по которым тюрьма, а то и, pardon, пуля плачет"
:-)
вы, точно, буддист?:-)

насчет тибета, ИМХО, сложнее.
лхаса стремительно оханивается, но... меня смутное чувство, что это кара за сотрудничество с фашистами.
шутка. но какой-то рок. как известно, далай-лама замарался в свое время.

я ненавижу советскую власть (опять же, повторюсь, я застал лишь лайт-) но ... я прощаю ее (внутри) - потому что я видел людей (а вы - оккупантов).
мне везло на людей.
возможно, потом что это были девушки:-)
но и сейчас я (женатый и с 2 детьми) знакомлюсь с такими литовками, что хоть бросай все и беги...:-) люди превалируют в моей жизни.
а власть (любая, в любой стране) - да, пусть подавится!

Reply

edgar_leitan February 20 2013, 18:12:02 UTC
Про пулю -- это, конечно, лишь для экспрессивной фигуры речи. Но если принципиально считать допустимым про кого-то утверждать, что его "нужно посадить", то разница с "плачущей пулей" лишь только количественная.

Я не буддист ни никогда им не был, несмотря на всю мою эмпатию к буддизму и многолетние занятия буддийскими текстами. Я вырос христианином, но конфессиональные "разборки" мне как-то совсем не близки.

"Оккупантов" я вижу, когда об этих материях абстрактно рассуждаю, как некую условную категорию, понимая, что это политическое клише. Но об этих материях можно рассуждать, лишь упрощая и схематизируя, иначе вообще ничего нельзя будет сказать ничего определённого. В жизни я этих оккупантов (базо всяких кавычек, увы) наблюдаю, сжимая внутренние кулаки -- лишь когда мне некто на улице с ненавистью рычит о "вашем собачьем языке", "нашей русской Латвии", "тупых хуторянах", на которых надо "сбросить бомбу" или "травить газом" и прочее в том же роде.

В остальном всё будет зависеть от конкретных людей, с которыми общаюсь.

Reply

nelublukepkin February 21 2013, 06:07:28 UTC
вера - интимное дело, я подшучивал по поводу "буддист", но честно говоря, думал, что ваше главное место на земле - варанаси.
(кроме того, буддизм - не религия, а философия)

я понимаю, что оккупант - не буквально.
временщики (в о. военнослужащие и члены их семей) - страшная масса.
еще более жуткая - русскоязычное быдло на (допстим) венских лицах.
но неужели вы, взрослый человек, олицетворяете с ней всю россию?
неужели вас не вырвет, например, в компании латышских успешных бизнесменов? и что - разве после этого все латыши - ворье?

я считаю, что срезы должны быть иными - городская интеллигенция, простые люди. но, увы и ах, не распущенных, не поклоняющихся мамоне, все меньше и меньше.
(поэтом-то я и написал, что грущу не по ссср, а по людям того времени).

Reply

edgar_leitan February 20 2013, 17:10:22 UTC
Вот с этой позицией могу на 90% согласиться, за вычетом совершенно идиотского вохищения автора Путиным и Лукашенкой, в которой он точно наивный ребёнок: http://vilnews.livejournal.com/74267.html

Между латышским автократом-романтиком К. Улманисом и диктатором бацькой Лукой или суверенным ворюгой Пу -- всё же есть некоторая существенная разница.

Reply

nelublukepkin February 20 2013, 17:25:45 UTC
я читал этот текст.
и вашим,и нашим.
попьюлист

Reply

edgar_leitan February 20 2013, 17:31:26 UTC
Ну да, как-то так. Хотя я думаю скорее, что сие от наивности. Вероятно, интернетов не читает, а лишь газеты. Но если то, что "нашим" и с критикой ЕС-утопии, мне скорее симпатично, то высказывания о восточных "мудрецах" Пу и Лу -- к небу кричащая глупость.

Reply

nelublukepkin February 20 2013, 17:45:17 UTC
... как и ваше замечание о грузино-осетинском конфликте.
и россия, и грузия виновны. мое убеждение. не надо быть юристом, чтобы понять, что первой (!) напала грузия, но спровоциировала россия:-)
а теперь, если вы такой справедливый, скажите - бухара - узбекский город или таджикский?
(мы долго будем икать сталиным и его условными (при ссср) границами(.
а косово - с древними сербскими кладбищами - это разве не тибет?
и разве военные преступники только сербы? а остальные (боснийцы, косовары, хорваты) - стерильны?
то-то.
это политика.
и лучше отплевываться, чем мараться, рассуждая о ней.

Reply

лучше отплевываться, чем мараться, рассуждая о ней edgar_leitan February 20 2013, 18:24:15 UTC
Рассуждая о так называемой "политике" в том числе, помимо других, гораздо более занимательных топиков, я рассуждаю прежде всего о моём собственном мышлении о каких-то событиях и о его, этого моего мышления, корнях или причинах. Кстати, кaк если не буддист, то по крайней мере знакомый с буддийскими эпистемологическими текстами, думаю, что некое внешнее событие лишь в той мере значимо, в какой становится фактом моего мышления.

Не будучи профессиоанльным ни политологом, ни историком, я не претендую на объективность. Будучи в некоторой мере культурологом, я в саму такую "объективность" не верю. Будучи обычным ограниченным человеком, со своей собственной историей и её личными болячками, но живущий в свободной (пока, по крайней мере) стране, позволяю себе свои соображения иногда высказывать -- в рамках частного блога или в приватной беседе.

Отплёвывание будет уж точно реакцией неинтересной, поскольку происходит совершенно инстинктивно; здесь нет усилия. Но я не думаю, что вдумчиво пытаясь рассуждать о ком или о чём угодно, можно каким-то образом "замараться". Вот если бы некий субъект после своих разговоров пошёл вследствие их кого-то "мочить", тогда да...

Reply

Re: лучше отплевываться, чем мараться, рассуждая о ней nelublukepkin February 21 2013, 06:17:24 UTC
я говорил на эти темы, так же не являясь ни политологом, не историком и пр., именно как обыватель. мы не знаем всей поднаготной.
но!
именно исходя из жизненного опыта, я подспудно понимаю, что ситуации, заложенные сталиным и подобными, сегодня не разрешимы по справедливости, юридически.
более того, сразу извинюсь, многие конфликты - столкновение религий, а если понимать, что % истинно верущих (то есть соблюдающих заповеди) мал, то сущность их дьявольская.

Reply


Leave a comment

Up