Прочитал в интернете сообщение, похожее более на анекдот: патриарх Кирилл освятил воду в Иордане! Как богослов я спрашиваю, какой в этом смысл? Либо вода иорданская священна (сакральна) для верующего христианина сама по себе, уже одним фактом того, что в этой речке некогда Иоанново крещение принял Христос. Религиоведческая параллель: вода Ганга для индуиста священна в любой части реки и независимо от того, каков там процент пестицидов или тяжёлых металлов. Если для православного верующего вода Иорданская этим фактом (ipso facto крещения Иисусова) не священна, то почему же её кое-где продают (или раздают) в бутылочках и иных сосудах? Значит, жульничество?
Можно чисто схоластически предположить, что, дескать, принятие Иисусосм крещения на Иордане было давно, и вся субстанция водной священности давно утекла в море, смешавшись с мировыми водами и эту субстанцию сакральности утеряв. Тогда закономерно возникает следующий вопрос, из серии схоластических Questiones disputatae: а на какой период времени и в какой части Иордана действует патриаршье освящение воды - только ли вниз по течению, или также и вверх, или только в районе "Русского дома"? На сколько метров от онаго? На сколько километров по Иордану, и какова его продолжительность (время действия, срок годности)? Если ответствовать, что теперь-то Иордан, весь целиком, уж точно освящён, и что благодатная субстанция сакральности не уносится быстрым течением физической воды, то отсюда следует вывод (deinde dicendum quod...) - Патриарх считает своё освящение более благодатным, нежели Иисусово. Хотя здесь одно существенное "но": Иисус наверняка не знал Типикона, а также церковных канонов.
Шутки шутками, но ведь и Северный полюс патриарх совершенно серьёзно освящал! Я бы предложил такое дополнение: освятить вообще все мировые воды (как это делается, надо глянуть в Типикон или требник), чтобы и тучи и дожди волшебным образом восприняли эту священность. А потом вообразить себе, что излиянием освящённого дождя на головы язычников производится их крещение, силою патриаршей интенции и (колдовской, волшебной) власти. Если имеется православное пострижение в монахи без согласия постригаемого (исторический факт!), но самим лишь фактом пострижения, то, наверное, есть и особое православное крещение без согласие крещаемого, лишь самим фактом излияния воды на главу иноверца или атеиста. А затем уже следует закономерно считать всех "анонимных православных" Земли частью "русского мира". С соответствующими последствиями: раздачей всем российских паспортов и т. п. ...
Да уж что там говорить - если уж освящать с патриаршим размахом, то почему бы не освятить Солнце и Луну? Или всю Галактику? А то так, что мелочиться - всю Вселенную. В общем, международный шахмтный турнир в столице Вселенной Нью-Васюки...
UPD: Я, понятное дело, не считаю церковные обряды освящения сами по себе "смешными" или (лишь!) "пережитками магизма". Однако керигматическая ценность многих традиций определяется их современным контекстом. В нынешние времена, по моим наблюдениям издалека, РПЦ слишком занята разного рода освящениями -- в ущерб собственно проповеди Христа, "и притом распятого". А официальная апология роскоши в стиле Иосифа Волоцкого вообще заставляет недоумевать. Я совершенно не могу этого убедительно доказать, что, по моим ощущениям, что-то тут не так; могу только в изумлении открывать рот, и всё шире -- с каждым публичным действием или высказываением Святейшего...