"Георгий Иванович Гурджиев... был замечательным человеком и совершенно не подходящим для конца XX века. Гурджиев - абсолютно чёткий антигуманист: Он считал: всё, что происходит с человеком, - результат выбора, и человеку просто надо это понять. А когда его спрашивали: а вот если вас забирают в концлагерь и убивают, как барана? Он говорил, что надо взять нож и убить человека, который пришёл за вами, и погибнуть в этой борьбе.
- А если нет ножа?
- Он считал, что нож есть у каждого порядочного человека. Он был кавказский человек. Он упрекал людей, которых спасал в огромном количестве, упрекал их за то, что у них не было сил к активному сопротивлению... Гурджиев - это совершенно удивительный, странный случай мистической диалектики: с одной стороны, он считал, что ни один человек не должен давать себя убивать, как барана, с другой - он определённо осуждал партизанское движение...
Он считал, что единственный вид сопротивления злу, который возможен, - это индивидуальное сопротивление. Если индивид не способен на личное сопротивление, то любое коллективное сопротивление заранее обречено на неудачу, или оно будет коррумпировано ещё до того, как будет одержана победа, если она вообще будет одержана. Но, будучи апологетом индивидуального сопротивления, он ненавидел войну и терроризм. Он был очень странным мыслителем".
<= А. М. Пятигорский, "Я - человек никакой культуры" [интервью, опубл. в сборнике "Избранные труды", М: Языки русской культуры 1996, стр. 302 сл.]