> Крушения поездов, взрывы жилых домов, похищения и зверские убийства заложников, угоны самолётов - вот метафизическая методика старинных богов, триумфально возвращающихся в наш изнеженный мир.
Помнишь, как Фуко начинает свою "Историю безумия..."? Когда проказа оставила Европу. Места лепрозориев оказались вакантны. Туда то и загоняется непонятное, а вместе с этим непонятным и подлинное. Если бы ты написал "эпидемия проказы в современной Европе - вот метафизическая методика старинных богов..." Весной провел в Израиле несколько месяцев. В том городке есть магазин, который три раза взрывали. Соседка рассказывала, как надо входить в магазин, чтобы не взорваться. Это уже "метафизическое знание". Мы живем и не думаем, как в магазин правильно заходить, чтобы затем выйти из него.
Европейское стремление к порядку порождено стремлением к покою (в самом примитивном смысле), а такой покой близок к бездеятельности. Честно говоря, именно немецкоязычные страны кажутся наиболее преуспевшими в этом. Господь дал мне благословение пожить и в Германии, и во Франции, и в Индии, и в Израиле, и в России. Есть, что сравнивать. Прости, что так категорично пишу. Германия мне кажется сейчас тихим постницшеанским ландшафтом, Франция - измученной (даже потасканной) женщиной, ожидающей арабского мужа, а парижские фрики в метро - опоздавшими на Корабль Дураков, который уплыл на Восток. Может, эпидемия проказы и спасет Европу.
Не думаю, что будет "эпидемия проказы", если Ты не вкладываешь в это, конечно, просто метафорического смысле. Проказа развивается слишком медленно, чтобы развернуться в настоящую эпидемию. А потом, для этого имеются хорошо действующие антибиотики. Вот если они вдруг, Божьим попущением, перестанут действовать... Но ведь мы все прекрасно помним массовые взрывы паники по поводу неизлечимого птичьего гриппа, каких-то болезней "рогов и копыт" или "коровье бешенство" в Британии. Отголоски этой паники докатились и до нашей маленькой уютной альпийской странки. Или вот терроризм... А где же искать "метафизическое измерение", если не в самой нашей истерической реакции на события? Человек, для кого метафизика ещё что-то значит, будет или "умно, по науке" заходить-выходить из магазина, или просто устремится "всей крепостью своей" ко Господу всякой метафизики, полностью положась на Его волю и о себе благое Промышление... Наверное, это звучит дико, но мне всё больше кажется, что террорист в нашем мире тотальной предсказуемости и идола "безопасности" -- это такая парадоксальная "икона Бога Живаго", являющая аспект Его огненного гнева отступившему человечеству. Есть же такая икона, "Спас Ярое Око"... P. S. Меня за мою статейку на еже.ру один из читателей уже успел побить, морально. А кто-то и похвалить. Как Ты думаешь, не посадят ли, в виде следующего этапа -- за "экстремизм" и "богословское оправдание терроризма"? :)))
"Икона сатаны" это (у меня достаточно дуалистический взгляд на реальность, посему такие высказывания могу выдавать спокойно). Мне сие напомнило одну историю. Один либерально мыслящий американец очень возмущался против неполиткорректных высказываний в отношении гомосексуалистов, поддерживал однополые браки. Пока его родная дочь не женилась на девушке. Вот тогда он понял, что говорил эти годы что-то не то.
У моей знакомой дочка летела в самолете, который сбили ракетой. Сам уехал из Гувахати за пару дней до теракта. Я могу стоять на улице и смотреть на какашки, и очень уважаю тех, кто какашки кушает (агхори, например). Но тех, кто убивает не могу уважать. Это грех. Отец греха - сатана.
Ты читал про гонения христиан в Ориссе? Слишком уже много такого материала накопилось:
Меня очень, очень печалит, что даже Ты меня как-то превратно понял и какие-то непонятные выводы из моей писанины сделал! Я-то не дуалист, поэтому стараюсь во всё видеть Бога, даже в таких ужасных событиях. Либо Бога -- либо -- Сатану! А я не манихей. Насчёт "террориста как кродха-иконы" Бога: надеюсь, Ты понимаешь, что это метафора? Пусть такая резкая и непривычная... Разве у меня где-то проскользнуло хоть намёком, что я "террористов уважаю"????? Я филосов (хотя бы в данной ситуации), и рассуждаю всего лишь, пытаясь о данном явлении всего лишь думать! Мною написанные слова -- это моя мыслительная мета-реакция на моё же "мышление о терроризме". И лучше, чтобы это страшное, грешное явление именно предметом серьёзного мышления сделалось, чем идеологический слоганов и нарождающегося нового тоталитаризма. А обеспечивать безопасность людей от террористов -- это, прости, не моя забота, пусть этим спецслужбы занимаются!! Им за это деньги платят... Мне, как философу, интересно в этой связи две вещи (точнее, вещи "мыслительные", моё собственное мышление об этих вещах): во-первых, террорист как человек (а любой самый ужасный грешник, это человек--согласись): чем он руководствуется, во что верит, почему это совершает и т.п. А во вторых, с чем связана наша массовая истероидная реакция, какова её этиология? Ведь попытаться об этих вещах ДУМАТь вовсе не значит их одобрять! Или это уже в России ныне только так и считается? Но тогда что, надо заткнуться, и просто ожидать чёрных марусь, как тогда, в тридцатые... Думать и рассуждать о чём-либо -- это одно, призывать это же исполнять -- нечто совсем иное, а принимать конкретные меры безопасности -- и вовсе третье! Другое: а Тебе не встречались по жизни люди, которых "правильные", и никак не либерально мыслящие, а вполне обычные "монстры повседневности" (в России) затравили именно за их "неприличную ориентацию", и которые из-за этой травли, не выдержав, покончили с собой? Мне такие случаи известны, с хорошо знакомыми мне людьми приключились... Это так, к слову, а то мне немного показалось, что Ты сравниваешь союз двух девушек с терактом(?!). Может, это и так для американского папаши, -- тогда тем хуже для него. Понятно, значит, как он свою дочку любил! А в Ориссе и других местах -- всё это ужасно! Но никак ещё не повод для нас отказаться от МЫШЛЕНИЯ и хвататься вместо диалога за "оружие пролетариата", сиречь булыжник...
Прости. Я, естественно, лишь поддерживаю рассуждения на эту тему. Мы должны как можно гибче смотреть на все вопросы. А на вопрос смерти - в первую очередь. Возможно, я как-то неясно изложил взгляд на эти вещи.
Здесь ключевой момент - мысль о смерти. Это на деле мысль о жизни.
Да нет, ничего! Я только сначала испугался, что уж если и Ты пошёл на поводу у массовых реакций (как я вначале понял), тогда мне надо вообще варежку закрыть. Меня уже многие стали сегодня пугать призраком лесоповала, или как минимум, статусом персоны нон-грата. Это если невинная философская эссеистика такую поляризацию вызывает... Последняя фраза: конечно!!
Вот... подумал... прости, что порой бездумное выдаю нечто. Надо над этим работать. Меня очень смущают массовые явления, массовые реакции, массовое сознания и даже изучение этих явлений. У меня жена социолог, порой смотрю, какие вещи она читает и странно становится. Истерия по поводу наркотиков, к примеру. Прости, мысль убегает и сознание отчасти вместе с нею :)
Я не изучаю массовые явления. Не хотел бы заниматься социологией. Меня просто занимают некоторые мысли, какие придутся. Сейчас это явление терроризма. Для меня это всего лишь разговор метафизика о метафизике... А как обычный обыватель я, естественно, тоже пугаюсь и никакого такого насилия не хочу. Встречался вчера с тибетцем, которого китайцы считают известнейшим террористом (см. мой пост), а он-то за ненасилие! Но правда, жёсткое отделение Тибета от Отца-Китая! Вот и поди разбери, что действительно терроризм, а что нет...
Кстати, как думаешь, правду про Ориссу пишут? Сначала думал, что все это выдумки, хотя Орисса и странный штат. А теперь задумываюсь, что это может правдой оказаться. Я может рассказывал уже, как в октябре по бенгальским деревням путешствовал. По дороге из Тарапитха в Бакрешвар, среди полей, остановила машину толпа с палками и камнями. Собирали деньги на Кали-пуджу. Вообще, были моменты, когда особо радовался, что могу на хинди объясниться :) Говоришь с ними на хинди (а это - граница с Бихаром, так что, все там хинди знают) и сразу другое отношение на себе ощущаешь.
Я сам был в Ориссе всего лишь 3 или 4 дня в 1998-м. У меня оттуда друзья родом, кстати, через Беттину познакомились ещё в 96-м (один из её учеников и научных ассистентов). Думаю, что насчёт преследований христиан всё правда. Как-то всё радикализировалось до чрезвычайности -- и мусульмане, и индусы "мочат" и друг друга, а заодно и христиан. Вот тебе и "ненасильственный, мирный" индуизм! Я, объясняясь в Индии на хинди, а с пандитами на зачаточном (тогда ещё) санскрите, а на Юге на зачаточном тамильском, сразу чувствовал огромное уважение местного населения. Распахивались сразу же такие двери, о существовании которых и подозревать трудно было. Кстати, то же самое я испытал на Ближнем Востоке, когда объяснялся с арабами (с грехом пополам) на арабском...
Помнишь, как Фуко начинает свою "Историю безумия..."? Когда проказа оставила Европу. Места лепрозориев оказались вакантны. Туда то и загоняется непонятное, а вместе с этим непонятным и подлинное. Если бы ты написал "эпидемия проказы в современной Европе - вот метафизическая методика старинных богов..." Весной провел в Израиле несколько месяцев. В том городке есть магазин, который три раза взрывали. Соседка рассказывала, как надо входить в магазин, чтобы не взорваться. Это уже "метафизическое знание". Мы живем и не думаем, как в магазин правильно заходить, чтобы затем выйти из него.
Европейское стремление к порядку порождено стремлением к покою (в самом примитивном смысле), а такой покой близок к бездеятельности. Честно говоря, именно немецкоязычные страны кажутся наиболее преуспевшими в этом. Господь дал мне благословение пожить и в Германии, и во Франции, и в Индии, и в Израиле, и в России. Есть, что сравнивать. Прости, что так категорично пишу. Германия мне кажется сейчас тихим постницшеанским ландшафтом, Франция - измученной (даже потасканной) женщиной, ожидающей арабского мужа, а парижские фрики в метро - опоздавшими на Корабль Дураков, который уплыл на Восток. Может, эпидемия проказы и спасет Европу.
Reply
Но ведь мы все прекрасно помним массовые взрывы паники по поводу неизлечимого птичьего гриппа, каких-то болезней "рогов и копыт" или "коровье бешенство" в Британии. Отголоски этой паники докатились и до нашей маленькой уютной альпийской странки. Или вот терроризм... А где же искать "метафизическое измерение", если не в самой нашей истерической реакции на события? Человек, для кого метафизика ещё что-то значит, будет или "умно, по науке" заходить-выходить из магазина, или просто устремится "всей крепостью своей" ко Господу всякой метафизики, полностью положась на Его волю и о себе благое Промышление...
Наверное, это звучит дико, но мне всё больше кажется, что террорист в нашем мире тотальной предсказуемости и идола "безопасности" -- это такая парадоксальная "икона Бога Живаго", являющая аспект Его огненного гнева отступившему человечеству. Есть же такая икона, "Спас Ярое Око"...
P. S. Меня за мою статейку на еже.ру один из читателей уже успел побить, морально. А кто-то и похвалить. Как Ты думаешь, не посадят ли, в виде следующего этапа -- за "экстремизм" и "богословское оправдание терроризма"? :)))
Reply
У моей знакомой дочка летела в самолете, который сбили ракетой. Сам уехал из Гувахати за пару дней до теракта. Я могу стоять на улице и смотреть на какашки, и очень уважаю тех, кто какашки кушает (агхори, например). Но тех, кто убивает не могу уважать. Это грех. Отец греха - сатана.
Ты читал про гонения христиан в Ориссе? Слишком уже много такого материала накопилось:
http://www.asianews.it/index.php?l=en&art=13056&size=A
Reply
Насчёт "террориста как кродха-иконы" Бога: надеюсь, Ты понимаешь, что это метафора? Пусть такая резкая и непривычная...
Разве у меня где-то проскользнуло хоть намёком, что я "террористов уважаю"????? Я филосов (хотя бы в данной ситуации), и рассуждаю всего лишь, пытаясь о данном явлении всего лишь думать! Мною написанные слова -- это моя мыслительная мета-реакция на моё же "мышление о терроризме". И лучше, чтобы это страшное, грешное явление именно предметом серьёзного мышления сделалось, чем идеологический слоганов и нарождающегося нового тоталитаризма. А обеспечивать безопасность людей от террористов -- это, прости, не моя забота, пусть этим спецслужбы занимаются!! Им за это деньги платят...
Мне, как философу, интересно в этой связи две вещи (точнее, вещи "мыслительные", моё собственное мышление об этих вещах): во-первых, террорист как человек (а любой самый ужасный грешник, это человек--согласись): чем он руководствуется, во что верит, почему это совершает и т.п. А во вторых, с чем связана наша массовая истероидная реакция, какова её этиология? Ведь попытаться об этих вещах ДУМАТь вовсе не значит их одобрять! Или это уже в России ныне только так и считается? Но тогда что, надо заткнуться, и просто ожидать чёрных марусь, как тогда, в тридцатые...
Думать и рассуждать о чём-либо -- это одно, призывать это же исполнять -- нечто совсем иное, а принимать конкретные меры безопасности -- и вовсе третье!
Другое: а Тебе не встречались по жизни люди, которых "правильные", и никак не либерально мыслящие, а вполне обычные "монстры повседневности" (в России) затравили именно за их "неприличную ориентацию", и которые из-за этой травли, не выдержав, покончили с собой? Мне такие случаи известны, с хорошо знакомыми мне людьми приключились... Это так, к слову, а то мне немного показалось, что Ты сравниваешь союз двух девушек с терактом(?!). Может, это и так для американского папаши, -- тогда тем хуже для него. Понятно, значит, как он свою дочку любил!
А в Ориссе и других местах -- всё это ужасно! Но никак ещё не повод для нас отказаться от МЫШЛЕНИЯ и хвататься вместо диалога за "оружие пролетариата", сиречь булыжник...
Reply
Здесь ключевой момент - мысль о смерти. Это на деле мысль о жизни.
Reply
Последняя фраза: конечно!!
Reply
Reply
Встречался вчера с тибетцем, которого китайцы считают известнейшим террористом (см. мой пост), а он-то за ненасилие! Но правда, жёсткое отделение Тибета от Отца-Китая! Вот и поди разбери, что действительно терроризм, а что нет...
Reply
Reply
Думаю, что насчёт преследований христиан всё правда. Как-то всё радикализировалось до чрезвычайности -- и мусульмане, и индусы "мочат" и друг друга, а заодно и христиан. Вот тебе и "ненасильственный, мирный" индуизм!
Я, объясняясь в Индии на хинди, а с пандитами на зачаточном (тогда ещё) санскрите, а на Юге на зачаточном тамильском, сразу чувствовал огромное уважение местного населения. Распахивались сразу же такие двери, о существовании которых и подозревать трудно было.
Кстати, то же самое я испытал на Ближнем Востоке, когда объяснялся с арабами (с грехом пополам) на арабском...
Reply
Leave a comment