В учебнике Киллингли объяняются правила и даётся на них множество самых разных примеров. Я прошу студентов самим попытаться эти правила свести к наиболее краткой формуле и в таком виде выучить (для себя, чтоб уметь пользоваться). Задача в том, чтобы научиться самому уметь каждое правило объяснять -- почему именно так, а не эдак, и формулировать. Грамматические карточки они могут себе составлять сами, используя имеющиеся санскритские грамматики, с которыми постепенно должны научиться работать самостоятельно. Действительно наизусть -- требую заучивать слова, что и проверяю каждый раз устно или в виде письменного теста. Делая домашние работы, студенты будут, как предполагается, в каждоим сомнительном случае заглядывать в соответствующий параграф учебника. Увы, я вижу, что они часто этого не делают. В самом начале курса для лёгкости мы пользуемся латинской транслитерацией. Кстати, ей тоже надо уметь правильно пользоваться (слитное или раздельное написание и т. п.). Обязательный переход на деванагари осуществляется поближе к Рождеству. Сейчас студенты изучают деванагари по желанию на т. н. туториуме (доп. занятиях с "продвинутым" студентом). Зубрить заставляю правила по их смыслу, но не в моей личной формулировке. Главное, чтобы они понимали что к чему. Например, правила "нати" (ретрофлексии) они могут заучивать либо исходя из того, что ретрофлексии не препятствует, либо, наоборот, что препятствует. Главное, чтоб применяли правильно.
Ясно, спасибо. Зубрить взрослому европейцу трудно не потому, что он ленив или, как вы говорите, на дискотеках. А из-за огромного информационного потока, который окружает нас со всех сторон. Мозг не справляется, к сожалению. Я заставляю поэтому запомнить только принцип, суть, схемы, а на остальное сделать эти самые карточки, чтобы при выполнении домашнего задания не глядеть ни в параграфы учебника, ни даже в собственную тетрадь. Очень удобная система, и в мои студенческие годы, помню, хорошо работала у меня самой, когда на первом курсе я параллельно учила сразу четыре древних языка.
Учить по четыре языка сразу их никто не заставляет. Наоборот, преполагается, что они в один семестр изучают один из двух профилирующих языков (например, санскрит, а потом тибетский, или хинди, или непали). Если хотят учить больше -- дело хозяйское. Хоть десяток. А начёт взрослости -- это ещё вчерашние школьники, большинство, какое там "взрослые"! Их надо учить самой элементарной дидактике самостоятельной работы, чему в гимназиях учат всё меньше и меньше. В головы вколачивается идеология, что "обучение должно быть в кайф", без особого напряжения. Я, в общем, тоже требую, чтоб запоминали принцип, а не формулировку. Поэтому и прошу самим найти общую формулу для себя. Дома-то могут смотреть в учебник сколько хотят, а вот на письменных экзаменах не получится. Кстати, идея с карточками хорошая... Что я требую на упражнениях, чтоб они, имея предложение в паузальных формах (безо всяких сандхей :)...), применили правила сандхи, где это требуется, и однозначно объяснили ("доказали" мне), почему это так и не иначе (а где возможно, то и "иначе"). Или исправили мои "ошибки" на доске, опять же, обьяснив, в чём эти ошибки состоят. Вы где преподаёте, в Московском унив-те?
В настоящее время я частный преподаватель, а училась сама в МГУ у Веры Александровны Кочергиной. Упражнение на исправление ошибок - это хорошая вещь, да :-)
Исправления ошибок -- очень хорошей вещью для меня это было 3 года назад, когда в каких-то деталях сам не был всегда уверен, и опыта этого дела не было. А теперь это чистейшая рутина. А когда ошибок слишком много, ещё и упражнение для подавления собственного раздражения. Кшанти! :)) Но в принципе -- конечно же, Вы правы. Времени бы только побольше :)
Действительно наизусть -- требую заучивать слова, что и проверяю каждый раз устно или в виде письменного теста. Делая домашние работы, студенты будут, как предполагается, в каждоим сомнительном случае заглядывать в соответствующий параграф учебника. Увы, я вижу, что они часто этого не делают.
В самом начале курса для лёгкости мы пользуемся латинской транслитерацией. Кстати, ей тоже надо уметь правильно пользоваться (слитное или раздельное написание и т. п.). Обязательный переход на деванагари осуществляется поближе к Рождеству. Сейчас студенты изучают деванагари по желанию на т. н. туториуме (доп. занятиях с "продвинутым" студентом).
Зубрить заставляю правила по их смыслу, но не в моей личной формулировке. Главное, чтобы они понимали что к чему. Например, правила "нати" (ретрофлексии) они могут заучивать либо исходя из того, что ретрофлексии не препятствует, либо, наоборот, что препятствует. Главное, чтоб применяли правильно.
Reply
Зубрить взрослому европейцу трудно не потому, что он ленив или, как вы говорите, на дискотеках. А из-за огромного информационного потока, который окружает нас со всех сторон. Мозг не справляется, к сожалению. Я заставляю поэтому запомнить только принцип, суть, схемы, а на остальное сделать эти самые карточки, чтобы при выполнении домашнего задания не глядеть ни в параграфы учебника, ни даже в собственную тетрадь. Очень удобная система, и в мои студенческие годы, помню, хорошо работала у меня самой, когда на первом курсе я параллельно учила сразу четыре древних языка.
Reply
А начёт взрослости -- это ещё вчерашние школьники, большинство, какое там "взрослые"! Их надо учить самой элементарной дидактике самостоятельной работы, чему в гимназиях учат всё меньше и меньше. В головы вколачивается идеология, что "обучение должно быть в кайф", без особого напряжения.
Я, в общем, тоже требую, чтоб запоминали принцип, а не формулировку. Поэтому и прошу самим найти общую формулу для себя. Дома-то могут смотреть в учебник сколько хотят, а вот на письменных экзаменах не получится. Кстати, идея с карточками хорошая...
Что я требую на упражнениях, чтоб они, имея предложение в паузальных формах (безо всяких сандхей :)...), применили правила сандхи, где это требуется, и однозначно объяснили ("доказали" мне), почему это так и не иначе (а где возможно, то и "иначе"). Или исправили мои "ошибки" на доске, опять же, обьяснив, в чём эти ошибки состоят.
Вы где преподаёте, в Московском унив-те?
Reply
Упражнение на исправление ошибок - это хорошая вещь, да :-)
Reply
Но в принципе -- конечно же, Вы правы. Времени бы только побольше :)
Reply
Leave a comment