Leave a comment

edgar_leitan November 13 2011, 17:26:20 UTC
В учебнике Киллингли объяняются правила и даётся на них множество самых разных примеров. Я прошу студентов самим попытаться эти правила свести к наиболее краткой формуле и в таком виде выучить (для себя, чтоб уметь пользоваться). Задача в том, чтобы научиться самому уметь каждое правило объяснять -- почему именно так, а не эдак, и формулировать. Грамматические карточки они могут себе составлять сами, используя имеющиеся санскритские грамматики, с которыми постепенно должны научиться работать самостоятельно.
Действительно наизусть -- требую заучивать слова, что и проверяю каждый раз устно или в виде письменного теста. Делая домашние работы, студенты будут, как предполагается, в каждоим сомнительном случае заглядывать в соответствующий параграф учебника. Увы, я вижу, что они часто этого не делают.
В самом начале курса для лёгкости мы пользуемся латинской транслитерацией. Кстати, ей тоже надо уметь правильно пользоваться (слитное или раздельное написание и т. п.). Обязательный переход на деванагари осуществляется поближе к Рождеству. Сейчас студенты изучают деванагари по желанию на т. н. туториуме (доп. занятиях с "продвинутым" студентом).
Зубрить заставляю правила по их смыслу, но не в моей личной формулировке. Главное, чтобы они понимали что к чему. Например, правила "нати" (ретрофлексии) они могут заучивать либо исходя из того, что ретрофлексии не препятствует, либо, наоборот, что препятствует. Главное, чтоб применяли правильно.

Reply

galenel November 13 2011, 17:37:41 UTC
Ясно, спасибо.
Зубрить взрослому европейцу трудно не потому, что он ленив или, как вы говорите, на дискотеках. А из-за огромного информационного потока, который окружает нас со всех сторон. Мозг не справляется, к сожалению. Я заставляю поэтому запомнить только принцип, суть, схемы, а на остальное сделать эти самые карточки, чтобы при выполнении домашнего задания не глядеть ни в параграфы учебника, ни даже в собственную тетрадь. Очень удобная система, и в мои студенческие годы, помню, хорошо работала у меня самой, когда на первом курсе я параллельно учила сразу четыре древних языка.

Reply

edgar_leitan November 13 2011, 18:17:02 UTC
Учить по четыре языка сразу их никто не заставляет. Наоборот, преполагается, что они в один семестр изучают один из двух профилирующих языков (например, санскрит, а потом тибетский, или хинди, или непали). Если хотят учить больше -- дело хозяйское. Хоть десяток.
А начёт взрослости -- это ещё вчерашние школьники, большинство, какое там "взрослые"! Их надо учить самой элементарной дидактике самостоятельной работы, чему в гимназиях учат всё меньше и меньше. В головы вколачивается идеология, что "обучение должно быть в кайф", без особого напряжения.
Я, в общем, тоже требую, чтоб запоминали принцип, а не формулировку. Поэтому и прошу самим найти общую формулу для себя. Дома-то могут смотреть в учебник сколько хотят, а вот на письменных экзаменах не получится. Кстати, идея с карточками хорошая...
Что я требую на упражнениях, чтоб они, имея предложение в паузальных формах (безо всяких сандхей :)...), применили правила сандхи, где это требуется, и однозначно объяснили ("доказали" мне), почему это так и не иначе (а где возможно, то и "иначе"). Или исправили мои "ошибки" на доске, опять же, обьяснив, в чём эти ошибки состоят.
Вы где преподаёте, в Московском унив-те?

Reply

galenel November 13 2011, 18:23:13 UTC
В настоящее время я частный преподаватель, а училась сама в МГУ у Веры Александровны Кочергиной.
Упражнение на исправление ошибок - это хорошая вещь, да :-)

Reply

edgar_leitan November 13 2011, 18:36:19 UTC
Исправления ошибок -- очень хорошей вещью для меня это было 3 года назад, когда в каких-то деталях сам не был всегда уверен, и опыта этого дела не было. А теперь это чистейшая рутина. А когда ошибок слишком много, ещё и упражнение для подавления собственного раздражения. Кшанти! :))
Но в принципе -- конечно же, Вы правы. Времени бы только побольше :)

Reply


Leave a comment

Up