Во время объезда Бенареса по традиционному 60-км паломническому маршруту "Паньчакроши" в начале февраля довелось посетить две "Патхашалы" (ведические школы), в которых ученики, как и исстари, занимаются санскритской грамматикой, заучиванием наизусть текстов из Вед, изучением древних схоластических трактатов.
В эту ведическую школу в городке Рамешварам, что лежит на речке Варане, я забрёл случайно: меня жестом поманил один из студентов. Зайдя, я увидел радостную для меня картину: под навесом под присмотром важно восседающего учителя сидела довольно большая группа подростков, рецитируя Веды. Любопытствующие взоры присутствующих сразу же обратились на меня, подошедшего и приветствующего сидящих школяров традиционно сложенными ладонями - "анджали".
Кажется, это был я, который первым задал вопрос на санскрите, после чего завязалась беседа, на санскрите же, с восседающим важным гуру. Ученики пораскрывали рты, улыбаясь и перемигиваясь. Кажется, я сказал, как же я рад встретить здесь традиционную ведическую школу, где молодые люди приобщающаются к древней мудрости вечных Вед - нечто подобное. Учитель, польщённый моим дифирамбом, указал своим ученикам, что вот, дескать, - даже заезжий иностранец умеет беседовать на нашем священном языке! - похвалив заодно моё произношение…
Слово за слово, и ребята по указанию своего учителя даже исполнили в мою честь Пуруша-Сукту из 10-й Мандалы (книги) Ригведы, - один из важнейших ведических космогонических гимнов:
Click to view
[Прошу прощения за непрофессиональную запись видео: в тот момент я не знал, что при нажатии "зума" звук, к сожалению, исчезает].
После этого ваш покорнейший, чтобы не отстать от гостеприимных хозяев, изволил прорецитировать наизусть часть 2-й главы из Бхагавадгиты, а также несколько строф из санскритской поэзии. Расстались мы довольные друг другом. Брахман-гуру приглашал заезжать в гости, как только я вновь окажусь в их краях. Мне же было премного радостно узнать о живости ведийской традиции в Северной Индии, которая в культурном отношении пострадала от мусульманских нашествий гораздо сильнее Юга, растеряв многое из традиционного образа жизни.
Также чрезвычайно приятно было разговаривать на санскрите, осознавая всю необычайную важность этого языка, связующего звена в седой чреде тысячелетий человеческой истории и культуры! Санскрит - не как язык мёртвой, лишь книжной культуры, давно окаменелые останки культурного мамонта (как это, увы, нередко считается и подаётся малосведущими полузнатоками для ещё более невежественной публики потребителей культурных скороспелок), но как язык повседневного, живого общения культурно-религиозной элиты, как в городах, так и в деревнях, где имеются ведические школы.