Неакадемическое

Feb 21, 2011 07:54

Снова -- о другого рода маленьком чуде, уже "неакадемическом", случившемся также в Бодх-Гае, прямо под священным древом, где, по преданию, сам бывший царевич Сиддхартха некогда "пробудился", и став собственно Буддой. Оказывается, обстановка там сильно изменилась по сравнению с тем, что было 12 лет назад, когда я побывал там впервые. Тогда можно было усесться прямо под деревом, медитировать, свободно собирать листики "религиозного фикуса" alias дерева Пипаль, которые служители сгребали целыми кучами, а паломники собирали на память.


Теперь же к самому дереву не подойти вплотную, т. к. оно защищено оградой. Паломники могут только благоговейно пройти мимо ограды, а самые благочестивые коснуться её лбом. За листики древа, падающие выборочно и редко, ведётся настоящая яростная охота. Деревьев "бодхи" в округе, конечно, не счесть, но "то самое", наиболее раскидистое, по которому весело бегают брундучки, a в тенистых ветвях которого воркуют голубиные семейства или резковато беседуют между собой зелёные попугаи -- только одно.

Но вот, стоили мне пройти прямо мимо дерева, остановившись в наиболее близкой к нему позиции, тихо размышляя, как и положено, о величии и значении для человечества подвига Гаутамы из рода Шакьев, сделавшегося аж четвёртым Буддой из долгой, предстоящей ещё череды тысячи с лишком Будд, что предсказаны для нашего эона, как ---

изящный листик с этого самого дерева Бодхи этак плавно и элегантно спланировал к самым моим ногам! Вы скажете, что объясняется это самыми естественными причинами и простым совпадением? Возможно. Если бы я был скучным снобом, я бы тоже так сказал. Но быть скучным педантом и оказаться, в кои-то веки, в Индии -- онтологические состояния, что взаимно исключают одно другое, как классическая двоица "грех и благодать".

Так ведь и чудо, по евангельскому пониманию, именно в том и состоит, чтобы вызвать чувство благоговейного изумления. В этом исконном понимании нет ничего от более поздних споров фидеистов с рационалистами о "сверхприродном" характере чуда.

Чудо никого не насилует, заставляя поверить во что-то, противное разуму. Оно лишь позволяет раскрыться лепесткам сердца, что в окружении сухих прагматиков и подмораживающих циников из самозащиты сжалось в тугой комок...

В моём случае почти так и произошло. Позволить захватить себя благоговейной набожности ("набуддовости"?) я не мог себе позволить по чувству боязни возможной эмоциональной "инфляции", побочным симптомом которой может оказаться узкогубое ханжество, умащенное елеем соответствующей религиозной традиции. Поэтому просто тихо порадовался, осторожно отметив уже упоминавшееся благоволение Будды к себе, недостойному полупаломнику-полутуристу...

дневник, путевые заметки, Индия, религиоведение, буддизм, религия

Previous post Next post
Up