После моего недавнего "турпаломничества" на Валаам, произведшего сильное впечатление, я заметил, что тема валаамского подвижничества всё никак не отпускает. Иногда даже преследует во сне, причудливыми сновидениями. Немного стилистически царапал елейный пафос, с которым экскурсоводы рассказывали про православное подвижничество, употребляя правильные, книжно выверенные (из благочестивой церковной литературы почерпнутые) слова и выражения, а заодно и проходясь бичом по "католическим еретикам". Тоже в порядке должного и "положенного".
Читая книги про Валаам (в данном случае "Валаам Христовой Руси", изд. Хризостом: М 2000), я обнаружил удивительные признания некоего схиигумена Иоанна, из тех, что поступили в монастырь чрезвычайно рано (в 16 лет), умершего уже в эмиграции на Новом Валааме.
С одной стороны, вполне традиционные записки благочестивого монаха, живущего "внутренней жизнью", старающегося. Некоторые фразы наводят на печальные размышления. Над ними стоило бы подумать тем, кто идеализирует якобы "золотой век" русского православного монашества - 19-й. По числу насельников - да, Валаам переживал расцвет. Но так ли благоухал внутренний дух валаамского иночества? Скорее всего, было несколько сложнее, чем представлялось в ожиданиях некоторых восторженно-мечтательных паломников. Как, собственно, и положено в жизни.
" Иногда мне бывает тяжеловато. Прямо не с кем поделиться переживаниями. Буква преобладает, а о духовной внутренней жизни даже и понятия не имеют. Некоторые говорят много, но говорят только то, что знают и усвоено ими, Как-то обращено внимание на внешнюю букву, и под влиянием внешнего жития рассуждают о духовной жизни...
Да, тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, убивая дух. С такими собеседниками теряется внутренний мир... Надо умудряться прекращать разговор с ними... Просто не могу понять, что не имею советчика среди нашего братства, с кем бы мог поделиться откровенно своими переживаниями...
Вот я живу в монастыре с шестнадцати лет, но О ЕДИНОМ НА ПОТРЕБУ НЕ ПРЕПОДАВАЛИ МНЕ [выделено мной - Э. Л.]. Обучили только внешнему поведению. Если после вечернего правила чаю попьёшь, надо положить 50 поклонов, за квас - 12 поклонов, а за воду - три поклона. Вот и все тут старческие советы. И теперь говорят старые монахи: "Старцы учили нас: после правила нельзя пить чай". Как-то я не встречал иноков, которые в сущности поняли бы святоотеческие книги.
Мне сказали, что некий батюшка-иеромонах сказал на кухне по моему адресу: "Вот до чего довела его Иисусова молитва".
Переменил обои в своей келье. Удалось очень хорошо... Иногда у меня появляется желание жить подвижнической жизнью. К сожалению, у меня это остаётся только пыткой. Дел нет..."
Читаешь и видишь - вероятно, монашество везде одинаково, хоть православное, хоть католическое. Немногие, пытающиеся понять "внутренний смысл" Писаний, следуя духу Евангелия. И великое множество смиренных рабов Преподобного Типикона или иного Устава. И одиночество этих немногих в самой многолюдной общине...