Западная Монголия

Nov 14, 2010 22:10



Сколько раз я туда собирался, да всё плохому танцору что-то мешало. Главное для подобной поездки - это хороший транспорт и комфортный попутчик. С первым, вроде тьфу-тьфу, а вот ехать, как правило, не с кем или просятся те, кто в городе надоел, а тут Монголия! Последний пинок по самолюбию прилетел от молодой заказчицы: Мы, говорит, всей семьёй поедем на месяцок покататься.

Пошел к Лёхе в рыболовный магазин, стал пытать без пристрастия как ехать, как визу оформлять. Сколько, где, куда, кому?.. Через полчаса в голове фиолетовыми чернилами была прорисована карта с примерным хронометражем и сметой, которая меня вполне устраивала.

Последние числа сентября, виза получена, шнурки наглажены, и батарейки для фонарика купил. Вот только карта «30-ти километровка» как-то напрягала, а поподробней найти не смог. Вся надежда была на великий русский… авось и старенький барахливший «нафигатор». Позже выяснилось, что карта Монголии в нём отсутствовала, зато он воды не боится, подумал я, закидывая «предателя». Все ставки были на авось и компас в моих часиках.

За три дня до старта из команды выпал второй пилот. «Откоряка» была серьезная. …Да Бог с ним. Гружусь третьим в Колькин Шевроле Блейзер и вот мы в пути. Вообще пассажиром ехать гораздо комфортнее. Взял в руки камеру и глазей налево и направо. Я даже в армии за камеру умудрялся прятаться, когда вся эскадрилья кросс по аэродрому бегала, я старался их снимать. Главное было замполиту фотки для отчета выдать. Так и тут я фотографирую, Колька рулит, а на заднем сидении Дима - его сын развалился. Блейзер машина комфортная, империалисты туда даже телик поставили, им и невдомёк, что мы автомобиль по монгольским степям гонять будем.

За спиной остался величественный Северо-Чуйский хребет, с дороги на него открывается прекрасная панорама.



Раньше я далее ледника Актру в том направлении не был. Проехали Курай, дорога становилась все скучнее. Редкие деревца уже не напоминали бансаи, да и трава поредела. Вид за окном становился унылым и серым, после красот прекрасного Алтая. Стали попадаться дома без крыш, последней нет по причине отсутствия атмосферных осадков, правда, я в это верил с трудом. Первым сдулся Димка и в разговоре с мамой по телефону проболтался как ему плохо и страшно: за окном одни камни и лишь овцы иногда по дороге попадались, да не весёлые алтайцы.

- Гы-гы-гы, мама, забери меня отсюда! - не выдержал я, и вся машина задрожала от нашего смеха.
Таможня нас встретила закрытыми воротами и полным отсутствием признаков жизни. Темнело, на газу вскипала вода, доширак, чай и в спальник. Утром проснулись от обалдевших таможенников, поглядывающих на нашу палатку, стаявшую в 20 метрах от ворот с надписью «таможня» на разных языках. Странно видеть алтаек в военной зелёной форме.

Сознание в голове рисовало совсем иную картину. Вспомнил «Белое солнце пустыни» - там тоже пейзажик унылый был, но на этом всё сходство заканчивалось. Нашу таможню мы одолели первыми и быстро, за нами тянулась вереница монгольских челноков и пара КамАЗов с бензином. Несколько наводящих вопросов от капитана в форме зеленого цвета. «Куда?.. Почему дома не сидится, а где визу взяли? Предприниматель, программист, фотограф? А телефончик оставьте. Я «наивняком» ищу визитку в кармане, недоумевая, чем и кому я тут могу быть полезен!..

- Вот звоните, буду рад!
- Ага! А визитка у вас на принтере напечатана! - заявил мне уверенный капитан.

Не зря свой хлеб ест служивый. Он был абсолютно прав. Но не учёл он, что у фотографа и принтер свой, и бумага имеется. Да и учили его давно, тогда фотографы с красными фонарями над своими произведениями колдовали. В общем, контрабандист из меня никудышный вышел. И орден капитану обломился!.. Пусть Владимир Владимирович спит спокойно. Таможня своё дело знает и бдит, а на переподготовку всё же отправить пора… Много времени убили на монгольской таможне: то ли там народу не хватает, то ли нас там просто не ждали. К обеду с трудом одолели. Поразила монголка на терминале - красивая девушка, невысокого роста с трудом по-русски пыталась с нами разговаривать. Но на этом всё очарование и закончилось. Пора ехать дальше. …Опять заныл Димка.

- Время час дня, пора и поесть… вон «столовая» написано!..

Белёная мазанка из глины с соломой, без традиционной крыши в нашем понимании. Внутри оказался потолок и два стола с клеёнкой. Довольный нашим визитом, монгол с радостью заявил, что манты будут готовы через 20 минут… и больше в меню ничего не было! В печь полетела пара кизяков и на огне оказалась какая-то кастрюля 70-х годов. «Мантоварка» - подумал я. «А руки, после кизяков, он мыть будет?.. Кизяки вместо топлива, надо сообщить, я видел впервые, и манты приготовленные на них, признаюсь, были неплохие, даже чаю… выпросить удалось!

- Сахар надо брать свой! - сообщила бабуля, которую притащил со двора Димка.
И снова дорога, только уже без асфальта, скорее не дорога, а чисто поле с камешками и следы от машин. Много следов, и все в одном направлении. Последнее дерево на нашем пути росло возле мазанки, рядом стаял ЗИЛ-130. У них ЗИЛы в почёте, а я думал: куда они из Сибири пропали!.. Как мы хвалим японский автопром, так и монголы молятся на наш ЗИЛ! Нам не раз потом попадались кочевники на этих перегруженных машинах. Могли везти дрова, а сверху сидело стадо овец и семья с кастрюльками, а на фаркопе красовалась… спутниковая тарелка!



- Баян-Улгий! Как проехать в Баян?..

У монгола отвисала челюсть, когда я направлял на него объектив из окна огромного, чёрного автомобиля. Но знакомые слова подействовали отрезвляюще.

- А-а… Баян!.. Туда… туда!

На высотомере 2000 метров над уровнем моря, а мы двигаемся по равнине, лишь вдалеке видны сквозь пыль от идущих машин горы. На перевале 2500 снега нет, деревьев нет, а вверху небо, а под ногами камни, а их жрут овцы, много овец, очень много овец. Словно кто-то разбросал опарышей по этим бескрайним степям. Стада в десятки раз больше алтайских. А жрать нечего, травы не видать, голая земля и камни.

- Может просто, всю траву съели?.. - недоумевает Николай.
- Ага, так и есть. Странная страна Монголия, я надеюсь, она не вся такая!..


Западная Монголия, истории, рабалка

Previous post Next post
Up