Aug 31, 2007 13:39
Статус Иерусалима как столицы государства и одновременно духовного центра трех религий, этническое разнообразие его наследия, обилие исторических и архитектурных памятников прошлых столетий - все это наложило отпечаток на современный облик города.
Сердце Иерусалима - это Старый город, являющийся наиболее древней его частью. В Старый город можно попасть через семь действующих ворот.
Первоначально в иерусалимских стенах было также семь ворот, но ворота Милосердия и Ответа или Золоченые ворота арабы еще в XII веке наглухо замуровали, чтобы Мессия не мог войти в город. Эти ворота, обращенные на восток, относятся к памятникам новой эры. Существует легенда, по которой во времена турецкого владычества мусульмане заложили ворота кирпичной кладкой.
Согласно еврейской традиции, через них рано или поздно Машиах - Мессия войдет в Иерушалаим и освободит город. Надеясь ему помешать и рассчитывая на законопослушность евреев, арабы к тому же снаружи ворот устроили мусульманское кладбище: по еврейской традиции, ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащее врагу, не может быть уничтожено.
Зато в 1889 году были пробиты восьмые - Новые ворота.
Все восемь ворот находятся по периметру городской стены, возведенной в XVI веке султаном Сулейманом I Великолепным (как известно, в 1517 году Страна Израиля вошла в состав Османской империи), частью на основании более древних стен, сложенных римлянами во II веке. Их длина превышает 4 километра. "Обзорная тропа", пролегающая по гребню стен, достаточно широка, что позволяет устраивать на ней пешие экскурсии и любоваться панорамой Иерусалима и его окрестностей. "Зеленый пояс" вокруг Старого города включает в себя цветущие сады, обсаженные деревьями аллеи для пешеходов, а также археологические заповедники.
Интересна прогулка по крепостным стенам от Яффских до Дамасских, Сионских и Мусорных ворот. Отсюда открывается замечательный вид на крыши и улочки Старого города, скрытый от тех, кто не отваживается забраться сюда.
Древняя дорога на юг в сторону Хеврона начинается от открытых четыреста лет назад Сионских ворот, что расположены на знаменитой горе Сион. Сионские ворота также называются воротами Давида, так как за пределами стен Старого города у Сионских ворот находится Гробница Давида.
Согласно преданию, на этом месте похоронен царь Давид, победитель Голиафа - царь Израиля, чей образ вдохновил Микеланджело на создание одного из величайших в мировой истории произведений искусства. Здание, в котором находится усыпальница - каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом - несет на себе отпечаток трех религий, которые неразрывно переплелись на Святой земле: снаружи оно увенчано минаретом, а внутри кроме гробницы Давида находится христианская святыня - горница "тайной вечери", последней встречи Иисуса с учениками на пасхальной трапезе.
Ворота Сиона соединяют Армянский квартал с горой Сион. Отсюда и название. Иногда их называют еще "Ворота Еврейского квартала". Через них в квартал ворвались бойцы Пальмаха (военные соединения, предшествующие Армии Обороны Израиля) во время войны за независимость в 1948 году.
В том месте, где во времена Второго Храма находился Верхний город, расположен Еврейский квартал. Его главной достопримечательностью является сохранившаяся часть западной стены, что когда-то окружала Храм. Она и называется Стеной плача - национальной еврейской святыней и местом молитв.
В течение многих веков Стена плача была главным объектом паломничества евреев в Иерусалиме, символом памяти о Девятом Ава и символом возрождения и воссоединения нации.
Начиная с середины прошлого века, евреи составляли большинство населения Иерусалима. Им стало тесно жить в стенах Старого города. В 1860 г. на средства знаменитого филантропа Моше Монтефиоре был выстроен первый еврейский квартал вне городских стен - Мишкенот Шаананим.
Ворота, ориентированные в сторону Хеврона - это Мусорные, или Навозные ворота. Расположенные на юге вблизи Стены плача, они получили свое название в давние времена. Через эти ворота вывозили мусор на городскую свалку, которая находилась в Кедровой долине. Они очень узкие и низкие. Их ширина с трудом позволяет пройти человеку с ослом. У этих ворот находится экскурсионное бюро, которое организует экскурсии по Старому городу.
Ворота являют собой не въезд в город, а его "заднюю дверь", ведущую к Западной стене. Это кратчайший путь, ведущий к главной еврейской святыне, к Western Wall, как ее именуют иностранцы, или к Стене Плача, как ее называем мы - единственной уцелевшей стене храмового комплекса, возведенного при Ироде.
В любое время суток, в праздники и в будни здесь можно видеть множество молящихся. Стена Плача - это особый почтовый ящик. Между огромными камнями, образующими стену, пробивается трава, а все щели утыканы записочками к Вс-вышнему со словами просьб и мольбой о помощи. А перед стеной - молящиеся и застывшая в изумлении потрясенная разноязыкая публика, более или менее религиозная, а то и абсолютно светская, объединенная в лучшем случае единой исторической родиной.
Самые людные - Яффские ворота, возведенные при том же Сулеймане, через которые с утра и пока не стемнеет валит бесконечная толпа иностранных туристов. Это самые известные и наиболее оживленные ворота. Такая популярность связана с тем, что от них удобнее всего совершать прогулки по Старому городу. Они наиболее приближены к городскому транспорту.
От Яффских ворот, обращенных на запад, начиналась дорога, ведущая в Яффо - главный порт на Средиземном море того времени. И сегодня улица, ведущая к воротам, называется улицей Яффо.
Ворота построены в 1537 году. В 1898 году их расширили для проезда кареты германского императора Вильгельма. Через Яффские ворота вошел в Старый город английский генерал Алленби после разгрома турецких войск в 1917 году.
Цитадель Давида находится рядом с Яффскими воротами. Название "башня Давида" неверно и называется так в духе народных традиций. Первое укрепление было построено хасмонеями для защиты городских ворот. Ирод Великий построил на фундаменте укрепления цитадель, которая являлась мощным опорным пунктом и одновременно служила защитой царского дворца. Цитадель имела три башни имени Гиппикус, Фасаэль и Мариамна. Так звали друга, брата и жену Ирода. Крестоносцы не смогли овладеть цитаделью приступом, и его гарнизон сдался только после падения города.
Цитадель восстановили крестоносцы и обновили мамлюки в период Оттоманской империи. До наших дней сохранились только ее фундамент и нижняя часть башни Фасаэля. Над цитаделью возвышается минарет, относящийся к XII веку. Ныне на этом месте действует Музей истории Иерусалима и открытый зал для театральных постановок.
Один из экспонатов музея - замечательный макет Иерусалима работы Стефана Илльса (XIX век). Два главных рынка начинаются от Яффских и Дамасских ворот. Они тянутся по двум историческим улицам Иерусалима - Декаминиус и Кардо Максимум - со времен Рима и Византии и отличаются разнообразием и пестротой. Стоит побродить, поглазеть, а может и купить приглянувшийся товар.
Дамасские ворота имеют древнюю историю. Первые ворота на этом месте были сооружены Иродом Антипой I (41-44 гг.), затем они были перестроены императором Адрианом и стали представлять собой отдельно стоящий монументальный вход в Элию Капитолину - город, построенный римлянами на месте разрушенного Иерусалима. Единое целое со стеной эти ворота стали составлять только в III в. и использовались по меньшей мере вплоть до V в. В VIII в. ворота закрыли, а перед ними с обеих сторон были устроены цистерны.
Дамасские или Шхемские ворота - самые красивые, богато украшены орнаментом. Ворота в их современном виде были построены в 1537 году во времена Сулеймана Великого. До сих пор видны древние стены, сложенные из гигантских тесаных блоков. От этих ворот начиналась дорога на Дамаск и Шхем (Наблус).
Раскопки вблизи ворот привели к открытию римской площади, в центре которой стояла колонна со статуей Императора Адриана. От колонны отсчитывали расстояния до других городов. Древние улицы были вымощены камнем. Сохранилась каменная винтовая лестница и комплекс подземных залов византийского периода.
Под Шхемскими воротами раскопаны ворота времен II века до нашей эры и возле них лестничная площадка. Сюда можно подняться по винтовой лестнице к самой высокой точке, полюбоваться панорамой и совершить прогулку по городской стене до Яффских ворот в одну сторону или до ворот Ирода в другую.
В 1979 году вошел в строй пешеходный туннель, сокращающий путь от Шхемских ворот до Стены плача. Израильские парашютисты прорвались в Старый город Иерусалима во время Шестидневной войны через Шхемские ворота.
Шхемские ворота являются гласным входом в Мусульманский квартал; обращены на север в сторону Дамаска и Шхема. Недалеко от Дамасских ворот расположены пещеры Седекии (Соломоновы каменоломни), где добывали камни на постройку Первого Храма. Через эти пещеры вышел из города еврейский царь Седекия, спасаясь от преследования вавилонян.
Ворота Ирода, находящиеся в северо-восточной части городской стены, называют так, потому что находящаяся недалеко от них церковь ошибочно принималась за дом Ирода Антипы (сына Ирода Великого), к которому был послан Христос. Иногда эти ворота называют Цветочными, так как их украшает орнамент из цветочных гирлянд.
Арабы называют их "Ворота лунатиков" по названию соседнего кладбища. Напротив ворот Ирода находится музей Рокфеллера, открытый в 1930 году. Это крупный археологический музей и научно-исследовательский центр. Ранее назывался Палестинским археологическим музеем. Между Шхемскими и Цветочными воротами находится пещера пророка Иеремии, в которую он был заключен; в ней же он написал свои страшные предсказания о гибели Иерусалима.
Новые ворота были пробиты в XIX веке в северной части стены и сократили путь между Христианским кварталом и учреждениями церкви за пределами города. Они были заперты с 1948 до 1967 года. Недалеко от Новых ворот по улице Шивтэй Исраэль находится монастырь "Нотр-Дам де Франс", основанный в 1887 году. Он был пристанищем для пилигримов, совершающих паломничество на Святую Землю. Сегодня монастырь принадлежит Ватикану. Львиные ворота, с обеих сторон портала украшенные геральдическими львами, построены в 1538-1539 гг. Обращены на восток в сторону Иерихона. Свое название они получили по барельефам с изображением льва - символа вождя мамлюков. Интересно, что и в гербе города присутствует изображение льва. Их называют также "Ворота святого Стефана". Согласно легенде, он был замучен поблизости от них. Через эти ворота в 1967 г. израильские парашютисты вошли в Старый город по направлению Храмовой горы во время Шестидневной войны. Сегодня Старый город Иерусалима представляет собой уникальный синтез древнего и нового. Это не только музей истории под открытым небом, но и торговый центр, и жилой район для многих его жителей. Государство Израиль старается всемерно способствовать сохранению духовного и материального наследия Старого города и поддерживать его живую, осязаемую связь с прошлым.
Марина Нехлин по материалам СМИ для Sem40 z
Иерусалим