Сейчас в сети наблюдается очень много людей, страстно отстаивающих несовместимость идеи коммунизма и Православия. Почему вдруг возникла такая мода - отдельный вопрос; сейчас я остановлюсь на доводах сторонников этой точки зрения.
Эти доводы отчетливо делятся на две группы.
(
Read more... )
Нельзя так просто отмахнуться.
Вот тов. mr_quaternion пишет:
"Христианство - это никакая не "система идей", это реальность. Данная нам в ощущениях, замечу."
И если дано "нам" в ощущениях, что «священников убивали, храмы жгли, государственный атеизм…», то надо с этим что-то делать.
Вы сами признаёте, что та конкретная историческая форма "коммунинзма", которая почти сто лет назад у нас воплотилась - она с православием "не очень". Почему? И почему то, что предлагается (кем?) сегодня, с православием (каким?) вполне можно совместить.
1. О коммунизме столетней давности.
Итак, что такое весь тот либерально-демократический "мусор", включая бывших (ли?) проповедников Дарвина и Штайнера? Это идейные "европейцы", пытающиеся реализовать идеи европейского "марксизма" (социализма) в незамутнённом виде, несмотря ни на какие реальные обстоятельства (аналог гайдаровской команды). Для них любая религия - зло. Это цивилизационное противоречие.
"Социализм есть фаустовское жизнечувствование, ставшее иррелигиозным; об этом же свидетельствует так называемое ("истинное") христианство, о котором социалист так охотно говорит и под которым он подразумевает нечто вроде "освобожденной от догмата морали".
Иррелигиозны стоицизм и буддизм в сравнении с религией Гомера и"Вед", и для дела совершенно не важно, признает ли и практикует ли римский стоик императорский культ, оспаривает ли позднейший буддист с полным убеждением свой атеизм, именует ли себя социалист свободно-религиозным, или "продолжает и дальше верить в Бога". О.Шпенглер.
Но были и другие, не столь цивилизованные русские "Макары Нагульновы", для которых коммунизм - действительно некое "царство божие на земле". И что для них церковь, пусть даже и не отрицающая, а хотя бы ставящая под сомнение такую возможность? Это же классовый враг, пособник буржуев, т.е. реальных "чертей". Их борьба с православием - настоящая религиозная война (жаль Шолохов эту тему обошел).
Ситуативно цели первых и вторых на какое-то время совпали. Результат известен.
2. О православии столетней давности.
Тоже славный винегрет - два века пребывания на должности "министерства по делам духовным (министерства морали и нравственности)", включая обязанность священников докладывать в полицию все "тайны исповеди", жуткое подавление церкви самодержавием, включая претензии последнего царя на патриарший престол. Как следствие - затаённая ненависть народа к насильственной государственной религии (с обязательной отметкой в анкете, когда последний раз был у причастия), и такая же ненависть верхушки духовенства к самодержавию.
И каков результат?
В феврале 1917-го церковь первой отреклась от самодержавия и присягнула "демократии", но и народ поспешил от церкви освободиться. В том же году командиры докладывали, что в военных частях и 10% к причастию не ходит.
Ну а потом уж кто-куда побежал - кто в обновленчество, кто в коммунизм, как религию.
Да и самой церкви, разве не на пользу было снести весь аппарат "министерства по делам духовным" до основанья, а затем...? И что поделать, если он совпадал с церковной иерархией?
Так что делаем твёрдый вывод: столетней давности формы коммунизма и православия были несовместимы принципиально.
Reply
Reply
Leave a comment