О коммунизме и Православии

May 08, 2016 11:25


    Сейчас в сети наблюдается очень много людей, страстно отстаивающих несовместимость идеи коммунизма и Православия. Почему вдруг возникла такая мода - отдельный вопрос; сейчас я остановлюсь на доводах сторонников этой точки зрения.
  Эти доводы отчетливо делятся на две группы.
Read more... )

Leave a comment

sashov May 9 2016, 20:12:51 UTC
С 9 мая, Ольга!

Коротко, я уже говорил как-то, что по сути настоящий коммунизм есть в христианстве, притом в основном православном. Притом реальный (реализованный в центрах роста, а не только загоризонтный, системный, а не случайно стихийный). И у себя что-то такое говорил, и тут успел где-то вставить.

Тем не менее, два отличия "реального коммунизма" советского образца довольно существенны, и все обращают на них внимание, правда? имею в виду 1) принципиальную приоритетность насилия, "действия через низкое" и прочий дарвинизм 2) принципиальный резкий атеизм (частность с точки зрения абстракций, но с точки зрения веры - очень исходная частность.

Мне пришло в голову сразу две взаимоисключающих (хотя возможно, парадоксально сосуществующих) интерпретации. Первая туповатая, которая сама в нос бьет: что у нас упорно кто-то хочет разделить и властвовать - разделить веру (в Бога) и коммунизм. Первый кандидат в эти кто-то - Западные апартеидчики конечно, поскольку метод их любимый и декларированный; да и следы всякого антихристианского коммунизма в Британский музей ведут обычно. (Какое-то уж резко тотально антикоммунистическое христианство - тоже обычно с Западом связано; хотя при желании последнее можно считать естественным и не вдаваться).

Вторая интерпретация же несколько более интересная, хоть может и небезупречная, она такая: есть два вида недоделанного христианства: "фарисейско-садуккейское капиталистическое" и "варравское большевицкое" (за справедливость! ну или по крайней мере чтоб контру в расход). И наш народ пытается лавировать. С оптимистической точки зрения с некоторым успехом, с пессимистической - "оказываются оба хуже", как у ФМ. Потому что недоделанности много, а христианства как такового маловато. Но тут вопрос даже не к детекции успешности\безуспешности, а к утверждению, что такая попытка народом предпринимается в принципе - т.е. как бы философский такой момент. Мечемся из огня в полымя (оптимистично было бы сказать, что ищем царский путь, но... может, царский ведь это тоже не само собой, не просто ни то ни сё, не теплохладность).

Reply

edelberte May 9 2016, 20:39:25 UTC
С праздником, Сергей! Как всегда, очень рада вас снова услышать.

Обе версии мне кажутся интересными, причем первую я не считала бы такой уж примитивной. Потому что христианство, разведенное с коммунизмом, - это ведь протестантизм, нет?

Но вторая, конечно, пронзительнее.

Reply

sashov May 9 2016, 21:00:39 UTC
Про протестантство - пожалуй. Хотя не уверен, что это первоначально в нем. Больше похоже на инфильтрацию антихристианского влияния пользуясь случаем в процессе Реформации. Инструменты - деньги, заговор итд. Т.е. первоначальный посыл мог быть и вполне себе коммунистическим (одна борьба против торговли индульгенциями чего стоит, в принципе - и по-христиански это, и вполне коммунистично), но итог всё же известен. Не в последнюю очередь через то, что через "свободу" раздули обратную эволюцию, в как бы "ветхозаветную" сторону.

... А я даже краем глаза видел о том, что схема у них бывает и в популярной художественной литературе даже уже: религиозное, но личемерное устройстов общества против искреннего (в своем буйстве), но атеистического. Искреннее и теистическое у них исключено, как правило. И есть подозрение (если не уверенность), что заготовлен уже вполне путь взять худшее у каждого: вести дело к лицемерному атеистическому. (Не в том смысле, что атеизм неискренний, а в том, что всё вообще лицемерно). Ну, собстренно, оно уже и наблюдается почти в полный рост, а не только запланировано. Евросоюз, это вряд ли уже что-то сильно меньше, чем оно самое. Что-то там религиозное еще осталось, местами, но уже наверное в целом никак не больше, чем в позднем СССР. До идеала, конечно, еще есть расстояние... но не кажется оно существенным. Тем более, что "правда это ложь" всё более актуально, так что особенно чистого и искреннего атеизма ждать у Запада не следует, это было бы недостаточно лицемерно.

Мы, кстати, этого всего не очень здорово избегаем тоже... и тут противостояние коммунисты vs верующие тоже не последний инструмент зла, ведь их непримиримость - это очевидный предлог для внедрения отвратительной теплохладной как бы политкорректности.

Reply

neevklid May 10 2016, 03:16:35 UTC
«"действия через низкое" и прочий дарвинизм »
Ерунда какая-то, прямо обратная реальности.

«принципиальную приоритетность насилия»
Само по себе количество насилия - не свойство коммунизма, а неизбежная характеристика любого общества в состоянии гражданского идейного противостояния и мобилизационности, причём одновременно.

Смешение разных характеристик предмета, обусловленных разными причинами - типовая ошибка либо манипуляция.
К примеру, все обоснования расистских или социал-расистских измышлений построены по такой схеме.

Reply

sashov May 10 2016, 19:23:58 UTC
1) какая ж ерунда. "Материя первична", вы ж в курсе. Достаточно купить хорошую дурь, то есть базис, а дальше всё само. В общих чертах.
Понятно, что если вы хорошо вкоренились там, то у вас шкала высокое-низкое модифицирована.
Понятно, что бывают и "диалектические" моменты.
Но ничего обратного. Базис, базис и базис. А когда это вдруг не срабатывает, то сдаваться, сдаваться и сдаваться.
В этом, если хотите, и преемственность идеологии 90-х и идеологии коммунистов. Ельцин то есть был не такой уж перевертыш. Они привыкли к примату материального, его и искали. Приправленному красивой риторикой - она тоже была.

2) мне кажется, не так много есть идейных систем, где насилие не только так центрально, но и так пафосно воспевается. Может быть, не без той причины, что указываете вы, так что ж. Во всех старых и умеренных идейных системах насилие - это нежелательный в принципе элемент, часто, конечно, получающий статус необходимого зла, но зла, и притом ограниченного в своем пафосе, месте в идейной системе, да и функционально. У большевиков роль насилия резко подчеркивается, ему отводится ключевая роль во всей большевицкой хилиастической эсхатологии.
Вы не исключение, и у вас оно "неизбежно". Может быть, правда, вы не как большевицкие романтики, а как старые прагматики это говорите. Но вообще характерно. Что вы даже из анализа исключаете формальную возможность как-то снизить градус пафоса насильственности. Известно, что в реальности насилие бывало почти исключено или резко снижено при идейном противостоянии по крайней мере, одной из сторон.

3) не понял.

Reply

neevklid May 10 2016, 19:36:33 UTC
«Достаточно купить хорошую дурь, то есть базис»
Такой высокий уровень дискуссии я не потяну. Эту тему вам лучше знать, судя по стилистике текста.

Reply

sashov May 10 2016, 21:07:23 UTC
Это хорошая модель материализма. Хоть и кривоватая.
Пардон.

А почему вы игнорируете весь пафос спуска, такой важный для марксистов?

Со стороны это очень хорошо видно, в принципе, должно же что-то быть видно и изнутри.

Reply

neevklid May 11 2016, 04:16:29 UTC
Примерно по той же причине, по которой вы душите котят по четвергам.

Reply

ninaofterdingen May 10 2016, 10:09:22 UTC
=1) принципиальную приоритетность насилия, "действия через низкое" и прочий дарвинизм = - В нашем, советском варианте как раз нет. Это же и был момент, использованный в пропаганде в перестройку - на Западе награждают деньгами, а у нас грамотой, уважением и почетным званием, это, мол, несправедливо.

Reply

sashov May 10 2016, 20:17:35 UTC
Когда насилия стало мало, всё совсем посыпалось.
За пустую бумажку невозможно рогом упираться.
За ней или что-то стоит (чего было всё меньше), или она перестает работать, вызывать уважение.

Это, кстати, далеко не изобретение перестройки (хотя пораньше, при Хрущеве, крипто-перестройка уже вовсю была, а раньше я уже лично не жил), вот мой дедуля называл медали (не боевые конечно, а юбилейные) побрякушками и говорил, что лучше бы деньгами дали.

Впрочем, и Менделеев, по рассказам, держал свои ордена в ящике с гвоздями. Когда знаки воспринимаются как довольно пустые, они перестают работать. И это, видишь, было еще даже в РИ.

Насилие, кстати, - одно из подкреплений знака.

Резюмируя: в идейном никуда приоритет низов не ушел, а гуманизм болтался как-то немного абстрактно:) сбоку. А раз не ушел, то и знаки становились пустыми. Пропаганда она не дура, бьет по слабым местам. А Запад собаку съел на пропаганде, пусть и не беспредельно гигантскую, но чисто в молоко стрелять не будет.

Reply

sashov May 10 2016, 20:27:25 UTC
Кстати, если дарвинизм господствует в теории и идее, а на практике как-то всё наоборот, так это же страшная слабость системы. Понятно, что так работать ничто не будет.

Мы тут обсуждали как-то с одним умным немолодым человеком, что там при Хрущеве ушло (ну, там почти всё поуничтожали что можно, но всё же), в частности, важно, что ушла приоритетность (сверх-уважаемость) образования, образованности, статуса ученого мужа итд. Да что сверх-, простая уважаемость стала сомнительной. "Профессор, снимите очки-велосипед". А раз даже такая "высота" теряет уважение, то кто будет вообще уважать бумажки, гуманизм "не-денежное" и "не-колбасное" итд.

Бумажку, насколько помню, как "высокое" вообще-то никто толком не воспринимал. Какое-то уважение конечно бывало, но очень так себе, и не без перехлестов в обратную сторону.

Положительные высокие или хоть средне-высокие идеалы были слабоваты. Были, конечно, но слабоваты. Хотя были. А дарвинизм их подтачивал, пусть и сто раз повторили, что наш дарвинизм - он не социал-, но во рту особенно сладко не стало.

Reply


Leave a comment

Up