Сейчас прочитала в учебнике физики для 10-го класса (Мякишев, Буховцев, Сотский): "По характеру решаемых задач механику делят на кинематику и динамикуUPD1 При этом, согласно оглавлению, раздел механики состоит из следующих равноправных подразделов
(
Read more... )
Кинематика исследует изменение положения тела в пространстве, не обсуждая причины этих изменений.
Динамика изучает причины.
Другими словами, динамика -- это о том, как записать уравнение движения; кинематика -- это о том, как его "решать", как из заданного уравнения движения получить закон движения.
Reply
Кстати, в оглавлении раздела "Механика" она присутствует, - правда, без объяснения, на каких правах она там оказалась.
Reply
Reply
1. Кинематика
2. Динамика
3. Законы сохранения в механике
4. Статика
Получается китайская классификация собак по Борхесу. Если уж вы вводите основание деления - придерживайтесь его или введите два основания, три - и вводите дополнительные подразделы внутри основных.
Reply
Reply
Но нельзя делать так:
"Собаки делятся на больших и маленьких.
Оглавление:
1. Большие собаки
2. Маленькие собаки
3. Собаки, принадлежащие императору
4. Нарисованные тончайшей кистью из верблюжьей шерсти"
Этого делать нельзя потому, что просто логика важнее, чем авторская логика. Авторской логике предавайтесь в монографиях, а детей учить надо.
Reply
Точнее, согласен с тем, что детей учить надо.
При этом
а) надо довести до их сведения фундаментальное деление на кинематику и динамику; научить выделять в реальных задачах из жизни и задачах из учебника кинематическую и динамическую части
б) последовательно изложить детям элементарную кинематику, элементарную динамику, элементарную статику и соновы применения интегралов движения.
Это и сделано.
А вы что предлагаете? Может, я как-то неправильно понимаю ваши предложения и, следовательно, ваши претензии?
Reply
Reply
Твердо можно сказать только следующее.
Утверждение "По характеру решаемых задач механику делят на кинематику и динамику" имеет право на жизнь.
Выделение в школьном курсе механики разделов
1. Кинематика
2. Динамика
3. Законы сохранения в механике
4. Статика
имеет право на жизнь, вполне соответствует традиции и не противоречит приведенному выше утверждению о глобальных задачах механики.
Предложенное вами (и прозвучавшее, по сути, в комментариях ув. tilimilitram) "оглавление"
***
1. Кинематика
1.1
1.2
2. Динамика
...
2.2 Статика
***
имеет тоже право на жизнь. Но по ряду технических и педагогических причин такое деление именно в учебнике 10-11 классов представляется не слишком удачным.
Reply
Reply
Reply
Вы всерьез предполагаете, что Андрей Алексеевич Фурсенко, доктор физико-математических наук, злоупотребляя служебным положением, ввел первоклассные вузовские курсы в российское среднее образование? Или так просто хамите?
Reply
Reply
Меня в восьмидесятых учили теормеху так:
1 Кинематика
1.1 ...
1.2 ...
2 Кинетика
2.1 Статика
2.2 Динамика
При этом разговор о статике начинался как рассмотрение частного случая, откладывая общий до следующего раздела.
Американцы действуют по-другому. Американский выпускник, взяв наш советский учебник, испытает странное и знакомое вам чувство -- привычные ходы вывернуты наизнанку :)
Похоже, авторы сплющили иерархию в оглавлении до простой хронологии. Это не катастрофа, если в самом тексте все на своих местах.
Reply
Вот у меня в руках американский курс (пер.Ахматова, 1974). Да, он весьма своеобразен, "перевернут наизнанку". Лично мне не нравится, я не думаю, что он дидактически лучше, но это отдельный вопрос. Никакого нарушения логики типа "сначала поделим на разделы, а потом на это деление наплюем" нет. Деления на "динамику" и "кинематику" в оглавлении, кстати, вообще не вводится.
Reply
Поэтому, я откликнулся лишь на личный выпад "Статика - раздел динамики? Сударь, это новация". Замечания Николая Кленова полезны для прояснения вопроса. Самоуверенное непонимание Белым Ферзем того, как статику можно из динамики вывести -- нет.
Замени авторы во введении "По характеру решаемых задач механику делят на кинематику и динамику" на "По характеру решаемых задач механику делят на кинематику и кинетику (включающую задачи статики и грандиозный раздел динамики)" и их формально уже нельзя упрекнуть в непоследовательности.
> не думаю, что он дидактически лучше, но это отдельный вопрос.
Фейнман тамошними школьными учебниками порой ужасался, но у него самого учить физике классно получалось.
Reply
Leave a comment