Последние два пункта в перечне "сословий",
предложенных В. Третьяковым, в очередной раз заставили меня задуматься о том, что ориентация политики на гендерные и возрастные группы, само выделение таких групп ошибочно, бессмысленно и вредно, ибо служит расколу общества по искусственно созданным линиям.
"Женские организации", "политика в интересах женщин" - это что такое? Женщина, между прочим, - мыслящее существо, она вполне может иметь собственные политические взгляды. Или не иметь - и тогда проголосует, как муж скажет. И это будет хорошо и правильно, потому что муж - свой, родной, а тетеньки из оргкомитета женского движения ей никто. Почти у каждой женщины есть отец и/или муж, сын, брат - и их интересы ей куда важнее и ближе, чем предполагаемые интересы "женщин вообще". Как и им ее - важнее, чем интересы "мужчин вообще". Так кого именно представляют женские организации?
Совокупность "женщины" (как и совокупность "мужчины") не является холистическим целым - иными словами, она (эта совокупность) вообще не обладает единой волей, едиными устремлениями и целями, ее элементы не скреплены внутренней структурой. Интерес многодетной матери из глубинки - чтоб государство пособие платило и с жильем помогло, а интерес столичной карьеристки-чайлдфри - чтобы оно этого не делало ("я плачу налоги не затем, чтобы..." и т.д.). Строго говоря, единственный "общеженский" интерес - развитие гинекологии, но оно идет по линии здравоохранения и опять-таки неразрывно связано с общим уровнем медицинского обслуживания населения.
Кто хоть раз дал себе неблагодарный труд ознакомиться с очередным длинным и унылым гендерным спором в интернетах, знает, что ни к чему, кроме раскола на пустом месте, выделение гендера в качестве платформы не приводит. По-существу-то - выяснение, в каком из сообщающихся сосудов налито больше, но претензий и ожесточения - выше головы.
"Молодежная политика", "комитет по делам молодежи". Молодежь - это у нас этнос такой, что ли? С принадлежностью к нему рождаются, живут, умирают?
Да нет же. Молодость - это просто период в жизни любого человека. Слесаря, олигарха, домохозяйки. И интересы, и цели в жизни у них, понятно, разные. В здоровом обществе человек гораздо больше связан с разновозрастными членами своей семьи, коллегами по работе, членами своей социальной группы, чем с совокупностью своих ровесников. Переходя из возраста в возраст, он не теряет ни связей - дружеских и социальных, - ни ориентации в жизни, ни привычек и обыкновений.
Но это в здоровом обществе. В больном - "конфликт поколений", "молодежные группы", подростковые банды, выходцы из которых совершенно не знают, что делать и чем занять себя во взрослой жизни - они ведь были от нее начисто отделены своим "молодежным" самосознанием. Как следствие - толпы великовозрастных инфантилов; сорокалетние дядечки в банданах и драных джинсах, ревностно сохраняющие "идеалы молодости" и просто не умеющие строить семью и брать на себя ответственность за какое-то дело.
Их можно понять, им трудно: они же были полноправными членами племени, именуемого "молодежь". Были-были и вдруг перестали. Оказались заброшены в чужую жизнь с чужими законами.
Здесь же - расцветший на Западе на рубеже тысячелетий "культ молодости", который при ближайшем рассмотрении ни что иное, как культ смерти. Потому что "кто не молод - тот не в счет", а остаться молодым можно только одним-единственным способом.
Втягиваясь в отстаивание фиктивных гендерных и возрастных интересов, ощущая себя принадлежащими к общностям, объективно не существующим, люди неизбежно ослабляют и теряют связи с общностями, к которым на самом деле принадлежат и которые составляют реальный каркас общества. Атомизация детектед.
Ну и следующий этап, понятно, - пресловутые "права ребенка". Из той же серии. От молодежных банд - к младенческим.