А. Валентинов. Царь-Космос.

Jul 18, 2010 21:46


     Есть такие  споры - искусственные, фальшивые и вредные. Споры, весь смысл которых - в том, чтобы разделить. Занять какую-либо, все равно какую, сторону в таком споре, - значит, заведомо уйти от истины.
      Пример - спор между "креационистами" и "эволюционистами".  Много раз уже православные мыслители отмечали, что это не наш спор, что  ( Read more... )

Сталин, литература, история, линия фронта

Leave a comment

lenalexp July 20 2010, 03:53:33 UTC
Пример - спор между "креационистами" и "эволюционистами". Много раз уже православные мыслители отмечали, что это не наш спор, что зародился он и развивался в протестантской среде с ее плоским и примитивным мышлением, что в нем вообще отсутствует предмет, поскольку мистический акт Творения и эволюция - вещи принципиально разной природы и конкурировать не могут.
Однако, это противостояние есть и не только в протестантской среде.

Нарочито грубая метафора: вот перед вами роман, в котором описаны рождение и жизнь нескольких поколений. Скажите, вы будете спорить о том, откуда взялись герои - автор ли их создал или они от мамы с папой родились на глазах у читателя? Если будете - могу предложить к рассмотрению несколько романов, где плюс к приключениям героев описывается происхождение их мира.
Аналогия не грубая, а ложная - автор не принадлежит выдуманному им миру (не может взаимодействовать с созданными им героями).

Несколько шире - пресловутый вопрос "вечного противостояния" науки и религии. Тоже, как ни странно, все время ( ... )

Reply

edelberte July 20 2010, 04:01:33 UTC
Вы полагаете? Сказано же: "Царство мое не от мира сего". И с остальными мировыми религиями - то же самое. Мир, пожалуй, является предметом рассмотрения язычества, ну так на то оно язычество и есть.

Reply

lenalexp July 20 2010, 10:15:07 UTC
Вы полагаете? Сказано же: "Царство мое не от мира сего". И с остальными мировыми религиями - то же самое.
И Библия рассказывает именно об этом «царстве»? Дело в том, что смысл (любой) религии в создании (религиозной) морали, которая действует именно в нашем мире.

Reply

edelberte July 21 2010, 08:21:35 UTC
Это вы слижком узко, смысл религии, конечно, не только в этом.
Ниже отвечаю подробнее.

Reply

edelberte July 20 2010, 04:05:37 UTC
"Аналогия не грубая, а ложная - автор не принадлежит выдуманному им миру (не может взаимодействовать с созданными им героями)."

Ой, не скажите! Еще как взаимодействуют-то.
Это ежели про взаимодействие. Бог тоже не принадлежит созданному им миру, если вы не в курсе.

"Однако, это противостояние есть и не только в протестантской среде."
Случается, да. Вот я и говорю: зря, ребята. Впрочем, это и до меня много раз говорили...

Reply

lenalexp July 20 2010, 10:19:41 UTC
Ой, не скажите! Еще как взаимодействуют-то.
Например?

Бог тоже не принадлежит созданному им миру, если вы не в курсе.
С этим у теистических религий большие проблемы: они декларируют это, но описания их богов говорят об обратном.

Reply

edelberte July 21 2010, 08:45:05 UTC
Примеров сколько угодно, берите любой. Это и Дюма и Бальзак, разговаривавшие и спорившие со своими героями, и Толстой, который на вопрос, почему он Анну под поезд положил, ответил несколько растерянно: "Я и не собирался. Это она... сама..." Но самое главное - излюбленная тема любого литературного анализа - авторская позиция. Она существует всегда, хотя и не всегда в явном виде. Автор, явно или не явно, присутствует в произведении, оценивает своих героев, их поступки и мысли. В этом присутствует заодно, если угодно, и аналог "религиозной морали", о которой вы упоминали, потому что моральные ориентиры для героев задаются автором ( ... )

Reply

lenalexp July 21 2010, 09:46:44 UTC
Примеров сколько угодно, берите любой. Это и Дюма и Бальзак, разговаривавшие и спорившие со своими героями,
И как Вы это себе представляете?

и Толстой, который на вопрос, почему он Анну под поезд положил, ответил несколько растерянно: "Я и не собирался.
И Вы этому верите?

Но самое главное - излюбленная тема любого литературного анализа - авторская позиция. Она существует всегда, хотя и не всегда в явном виде. Автор, явно или не явно, присутствует в произведении, оценивает своих героев, их поступки и мысли.
Ну, это же совсем другое.

В этом присутствует заодно, если угодно, и аналог "религиозной морали", о которой вы упоминали, потому что моральные ориентиры для героев задаются автором.
В литературном произведении для героев нет морали (только её имитация). Дело в том, что у них нет свободы выбора, их выбор определен автором.

Reply

edelberte July 21 2010, 09:54:41 UTC
Вполне представляю и, конечно же, верю. Творчество - явление удивительное, загадочное и очень сложное. Думать о нем можно много чего и по-разному, но единственное, чего не стоит, - это впадать в упрощенчество, считать, что они гады, врут для пиара и чтобы головы морочить.:)

Reply

lenalexp July 21 2010, 10:51:22 UTC
Вполне представляю и, конечно же, верю.
[С изумлением] Что можно пожать лапку настоящему Винни-Пуху?

Думать о нем можно много чего и по-разному, но единственное, чего не стоит, - это впадать в упрощенчество, считать, что они гады, врут для пиара и чтобы головы морочить.:)
Да ладно, мотивы не будем выяснять. Достаточно, что просто врут. Или фантазируют. ;-))

Reply

ninaofterdingen July 21 2010, 11:17:49 UTC
Видимо, имелось в виду, что творчество не просто самопроявление некоей индивидуальности со всеми её частными особенностями, но что в творчестве открываются какие-то грани реальности. Тут не так уж важно, что говорит про своих героев автор, верить ему или нет - просто потому что это не его собственная выдумка, за которую он полностью отвечает, это слепок реальности, истинность которого от мнения автора романа совершенно не зависит.

Reply

lenalexp July 21 2010, 13:18:30 UTC
Видимо, имелось в виду, что творчество не просто самопроявление некоей индивидуальности со всеми её частными особенностями, но что в творчестве открываются какие-то грани реальности.
Не вызывает возражения.

Тут не так уж важно, что говорит про своих героев автор, верить ему или нет - просто потому что это не его собственная выдумка, за которую он полностью отвечает, это слепок реальности, истинность которого от мнения автора романа совершенно не зависит.
Только если это - хроникер. ;-))

Reply

ninaofterdingen July 21 2010, 13:25:34 UTC
Да в большинстве случаев. Критика это отдельная наука, и не каждый пишущий ею владеет.

Reply

edelberte July 21 2010, 12:49:33 UTC
"Что можно пожать лапку настоящему Винни-Пуху?"

А мне вы можете пожать руку? Настоящей Edelberte? :)
А ведь вы со мной спорите...

Это я просто к тому, что вопрос субъектности литературных персонажей - сложнее, чем кажется.

Reply

lenalexp July 21 2010, 13:23:02 UTC
А мне вы можете пожать руку? Настоящей Edelberte? :)
Не вижу принципиальных препятствий. Хотя, достаточно разговора через интернет, чтобы быть полностью уверенным, что Вы не литературный герой. ;-))

Это я просто к тому, что вопрос субъектности литературных персонажей - сложнее, чем кажется.
Наверное, все-таки - проще. ;-))

Reply

edelberte July 21 2010, 13:53:29 UTC
Под этим ником может скрываться, например, группа товарищей. В этом случае вы, конечно, можете пожать руку каждому из них в отдельности. Но - это будут авторы персонажа Edelberte, а не она сама.:)

Reply


Leave a comment

Up