Это удивительно и волнующе, если приглядеться.
Собирание Руси - самое, может быть, важное, решающее дело в истории нашей страны - не было делом рук только князей и их приближенных. Это поразительное дело вершили на Руси все - все слои, почти все, с позволения сказать, классы, что в свое время вызывало оторопь у добросовестных марксистских ученых. Л.В. Черепнин, можно сказать, руками разводил, отмечая, что крупные феодалы были-таки одной из движущих сил процесса централизации, хотя с точки зрения теории этого ну никак не могло быть!
И когда иные либерально настроенные, случается, даже и профессиональные историки рассказывают, что возвышение Москвы было этакой неприятной случайностью, что это могла быть и Рязань (а еще лучше - Литва!), - я только смеюсь. Разве речь идет об одном-единственном историческом моменте, чтобы можно было говорить о случайности?
Ничего подобного - это был долгий, в несколько поколений, терпеливый труд всего народа, где все было сцеплено, где всяк был на своем месте, где действия московских князей вызывали ответные движения целых масс, а те, в свою очередь, становились фундаментом для дальнейших шагов князей.
Да, началось все с момента, с Куликовской битвы. С.Ф. Платонов писал о Дмитрии Донском: "Приняв на себя татарский натиск, Дмитрий явился добрым страдальцем за всю землю Русскую; а отразив этот натиск, он явил у себя такую мощь, которая ставила его естественно во главе всего народа, выше всех других князей. К нему как к своему единому государю потянулся весь народ. Москва стала очевидным для всех центром народного объединения, и московским князьям оставалось только пользоваться плодами политики Дмитрия Донского и собирать в одно целое шедшие в их руки удельные земли."
Так ведь не день и не два они шли, удельные-то земли, это был долгий и тернистый путь, и творили его люди. Но и князья, надо сказать, не подкачали. И не только они.
"Собирать в одно целое" - дело очень непростое и не одними князьями оно делалось. Сегодняшние заметки - о роли Православной Церкви.
Со времен святителя Петра (конец 14 - начало 15 вв.) русская Церковь поддерживала усиление Москвы, подчас принимая непосредственное участие в политическом процессе.
В начале 14 в. митрополит всея Руси Феогност, преемник святителя Петра, утвердился в Москве, сделав ее, таким образом, церковной столицей всей Русской земли.
Но этим дело не ограничилось. Поднялся в земле Русской поразительнейший человек, истинный гений, политик, дипломат, мыслитель - и чудотворец, как говорят нам каноны, - митрополит Московский Алексий. Иные даже говорят, что он был подлинным правителем Руси при трех московских государях, что, на мой взгляд, все-таки есть некоторое преувеличение. Государи московские ведь тоже не лыком шиты были. Симфоничность, общая устремленность к единой, вроде бы даже неясной еще цели - вот что здесь больше всего поражает.
Советский историк пишет: "Превратив митрополичью кафедру в своего рода политический штаб московского великого княжения, Алексей и в своей узко церковной деятельности откровенно проводил промосковскую линию. Он круто расправлялся с епископами, осмелившимися поддерживать своих князей. Так, в 1365 году он преследовал суздальского епископа Алексея, в 1367 г. вызвал в Москву и подверг суровому взысканию тверского владыку Василия, сочувствовавшего антимосковским настроениям. С помощью патриарха митрополит добился покорности новгородского архиепископа Алексея." (Борисов Н.С.).
Старые московские монастыри - Данилов, Богоявленский, Спасский - активно участвовали в политической жизни, содействовали идейному обоснованию централизации.
Но этого было мало. Алексий хотел видеть в монастырях по всей, еще раздробленной, стране форпосты централизации, опорные центры единения. А для этого нужно было, чтобы их, во-первых, было много, а во-вторых, чтобы они были свободны от местных влияний, экономически и политически независимы от удельных князей.
И Алексий добился этого, проведя грандиозную реформу монастырского устава. Он заменил принятое ранее индивидуальное стяжание коллективным, обеспечил закрепление за монастырями земельной собственности и, тем самым, превратил монастыри в крупных корпоративных землевладельцев, которые от местных властей уже никак не зависели.
При этом реформа проводилась очень осторожно и бережно. Центром ее стал Сергиев монастырь. Алексий не менял уклада уже существовавших монастырей, вводил новый общежитийный уклад только во вновь создаваемых.
Новые монастыри (а основал он их много) подчинялись только епископу и самому митрополиту. И, разумеется, держали связь друг с другом.Таким образом возникла объединительная духовно-политическая сеть центров влияния, охватившая всю Русь.
Вдумайтесь: это же не просто деятельность одного человека. По всей Руси в больших и маленьких монастырях единомышленники Алексия терпеливо ковали идейную, политическую и экономическую основу единения. И концепция Третьего Рима, не имевшая своим источником какого-то одного трактата, а рассыпанная по множеству сочинений, распространилась в 15-16 вв. не просто так и не на пустом месте (о ней, если кому будет интересно, - в следующий раз).
Надо только еще добавить, что значительным было и влияние Алексия на формирование московской политики как таковой. "Алексей, глава русской церкви, вдохнул в эту политику определенное идейное содержание - церковно-религиозное и, тем самым, национальное." (А.Е. Пресняков).