"Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка.
Загадку своей Судьбы. В ней всегда, даже сквозь флер нежной улыбки, присутствовала нотка грусти, трагичности. Светлая печаль истинного художника. Это всегда настораживает. Это - непонятно людям. Обыденности хочется радости, радости всегда, пусть даже она будет примитивной по сути. Почему Надюша рисовала так, а не иначе? - ломали головы искусствоведы. - Зачем эта вечная, щемящая нота грусти? Почему в образах большого цикла рисунков «Античность» преобладают не мужественные и сильные герои Эллады - спартанцы - а какие-то мифические образы: обратившаяся в дерево и гибнущая от любви нимфа Дафна, плачущий над нею Апполон, ищущие свою половинку в стремительном кружении бега по земле кентаврицы?!.. Почему, почему? Зачем? Где мячики, скакалки, качели, улыбки, куклы, радуги? Почему Пушкин в расстегнутой рубашке, почему лоб его хмурен, а Мастер за спиной Маргариты, упрямо выхватывающей листы рукописи из печки, нервно грызет ногти?.." ("Лёгкость гения")
Автопортрет
"Глядя на её рисунки, кажется, что книжки она читала, будто их сочиняла, а сочиняла - как рисовала, а рисовала - как дышала: легко и естественно. По-другому не умела."("Дар")
Перо фигурного катания
обводит Образ Чистоты.
Душа трепещет в ликовании,
провидя лики красоты.
Легко и просто как дыхание,
ложится линия на лист,
глазам являя обаяние
движенья тел, и душ, и лиц...
Узор-экспромт, где ветви дерева
скрывают женские черты...
О, сколько было бы утеряно
в подвалах Вечной Черноты,
но - было ж Господу мгновение! -
вложил ей в руки жар любви,
и чистый угол преломления
в кристалик дремлющий вживил.
Как резв и развит грифель Рушевой!..
Сбылось перо терзаний Пушкина.
(
netsky)
Для меня Надя Рушева началась с комментария...
Помните, недавно я выкладывала
рисунок - скопированную из газеты миниатюру - Пушкин и Шарлотта?.. Склонившись - голова к голове , ладонь в ладони - они завороженно смотрят на пламя и только им двоим ведомое объединяет их сейчас...
Я упоминала серию графических миниатюр, найденных однажды в газете и потерянных позже при переезде вместе с газетой и именем автора...
С этой точки отсчёта (спасибо,
slayter!) меня и запустили в удивительную Вселенную:
"Не уверен, но мне кажется, это был один из рисунков Нади Рушевой - вечно юного гения. За 17 лет жизни она создала целую вселенную из более тысячи рисунков, триста из них посвящено Пушкину. А ее иллюстрациями к Мастеру и Маргарите была поражена Елена Сергеевна Булгакова. Как-то мистично странно, что я начал писать это именно сегодня - стал искать статьи о Наде и прочел, что 6 марта - послезавтра - исполнится 36 лет со дня ее ухода.
Может быть, теперь они часто беседуют с Пушкиным..."(
slayter)
А дальше - как Маленький Принц с планеты на планету - я путешествовала по ссылкам - от отзыва к отзыву, от рисунка к рисунку, от воспоминания к воспоминанию...
Этих крупинок - рисунков, штрихов биографии, воспоминаний - по интернету разбросано совсем немного. Нет посвящённого Наде сайта, нет галереи рисунков...
Пожалуй, именно это горше всего. Не ранний уход, не трагическая обречённость гения быстро сгореть, озарив наши души светом своего костра, а - забвение. Именно в обречённости на забвение, а не в смерти даже - высшая несправедливость и высшая скорбь. Смерть условна, ибо, пока человека помнят, он продолжает жить в своих творениях, в том, что он открыл и подарил людям... И лишь забвение убивает окончательно. Наверное, именно оно и есть настоящая смерть...
Не от слов о внезапном уходе Нади, а вот от этих строк подступают слёзы и закусываешь губу:
"Мать Нади Рушевой, Наталья Дойдаловна живет в одиночестве в маленькой, скромной квартире, в которой от всего былого воспоминанием остались лишь обветшалые афиши выставок, несколько пожелтевшие от времени хрупкие рисунки в папках, планшетах и на стенах, и небольшая коллекция фотографий девочки.
В письменном столе покойного ныне Николая Константиновича Рушева лежит огромная беловая рукопись интереснейшей книги воспоминаний о Наде, в четыреста с лишним страниц. Книга до сих пор не нашла своего издателя.. В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков - около восьмисот - большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка. Выставки больше организовывать некому. Нужны спонсоры, меценаты, покровители, вдохновители.. Но в наше время, которое все чаще и чаще пытается признать нормой жестокость и патологическую страсть к убийству и унижениям, а талант человеческий в любом виде искусства - будь то проза, танец, живопись, песня, поэзия - упорно и с высоким апломбом назвать патологической ненормальностью, - до рисунков ли? До выставок?... Но тогда до чего нам, ее современникам, достигшим зрелости и даже поздней осени жизни - вообще?!"
Так заканчивает свой грустный и светлый этюд надиной биографии Светлана Макаренко. И эта концовка обжигает. Быть может, чуть перебор с "паталогической страстью к убийствам и унижениям", но в главном она права - в наш коммерческий, прагматичный век реклам, бизнеса и вечной деловой спешки мы стали более равнодушными, менее пытливыми и чуткими, появилась какая-то усталость и душевная ленца... Нам вечно "не до того"... И голоса тех, кто не кричит о себе, кого не "пробивают" имидж-мейкеры и не "проталкивают" рекламные ролики, на ком нельзя "сделать деньги" - неизбежно теряются в общем шумовом фоне... теряется негромкое искреннее послание души душе...
...есть у Бальмонта стихотворение, посвящённое Лермонтову, в нём много хороших строк, но сейчас я вспомнила эти:
Мы убиваем гения стократно,
Когда, рукой его убивши раз,
Вновь затеваем скучный наш рассказ,
Что нам мечта чужда и непонятна.
Есть в мире розы. Дышат ароматно.
Цветут везде. Желают светлых глаз.
Но заняты собой мы каждый час, -
Миг встречи душ уходит безвозвратно...
Поколение наших родителей - её поколение - ещё помнит о ней.
Наше поколение её почти не знает...
И хочется рассказать, чтобы не ушло... передать дальше - как эстафетную палочку - пропуск в чудом приоткрывшуюся Вселенную маленькой "феи рисунка", умевшей коснуться волшебной палочкой своего пера потаённых струн человеческого сердца...
Той, о которой академик Дмитрий Лихачев сказал: "Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа".
Здесь можно подробнее узнать о Наде Рушевой и увидеть её работы (жаль, что работ очень мало):
Лёгкость гения. Этюд биографии (Автор - Светлана Макаренко) Дар Удивительное творчество Нади Рушевой (кроме очерка, тепло написанного старшим научным сотрудником Государственного музея им.А.С.Пушкина Евгенией Рапопорт, здесь - 17 надиных рисунков)
Загадка Нади Рушевой (ещё 6 работ и интересная статья)
Пушкиниада (14 рисунков на "пушкинскую" тему)
Рисунки по мифам Греции Ещё о "Пушкиниаде" Гениальные девочки - героини вчерашних дней. Ника Турбина. Надя Рушева. Вика Ветрова. А здесь - воспоминания отца Нади, художника Николая Константиновича Рушева.
Две главы из так и не изданной книги "Последний год Надежды" -
одна - о визите к Елене Сергеевне Булгаковой ("Маргарите") с "лебединой песней" Нади - её графическими композициями к роману "Мастер и Маргарита"
другая - о последней поездке юной художницы в Ленинград на съёмки документального фильма к юбилею ПушкинаНикто не знал тогда, что эта поездка будет последней. Разве что... был момент... в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12... может быть, мгновение провИдения...
"...Главный хранитель Нина Ивановна Голлер разрешила Наде сесть на пуфик, чтобы виднее был плотный лист, на котором она начала рисовать. Камера запечатлела рождение на наших глазах композиции: Наталья Николаевна, собрана на бал, сидит здесь так же на пуфике, у своего туалетного стола с флаконами, а поэт в рубашке, опираясь на подлокотники кресла, грустно смотрит перед собой сквозь пальцы и отговаривает жену:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и, глядь - как раз умрем.
Мы все переглянулись, понимая Надину прозорливость… У меня стало тоскливо на сердце:
-- Дочка, ты что это… Очень устала?
- Нисколечко! Просто я увидела их ясно-ясно за сокровенной беседой… Мне оставалось лишь обвести фломастером…"
...Её имя - Найдан - по-тувински значит "вечно живущая".
"Я живу жизнью тех, кого рисую..." - говорила она...
Создав более десяти тысяч рисунков, сколько жизней прожила она за отпущенные ей 17 лет?... Наверное, нам и не снилось...
Как кружит снег под утро раннее
слетают со стола листы.
Перо фигурного катания
скользит по линиям мечты.
Она была, она подвигнула
сонм наших душ в иной состав!
Так что ж скорбеть иль завидовать,
её при жизни не застав?...
(
netsky)
"Надю Рушеву невозможно представить 50-летней, как невозможно вообразить 50-летнего Маленького принца. Она остаётся гениальным ребёнком без возраста; ребёнком, неожиданно вторгшимся во взрослый мир и также неожиданно его покинувшим./.../
Её чистый дар, проявившийся столь полно и совершенно, вряд ли нуждался в образовании. Общаясь на короткой ноге с Пушкиным, могла ли она существовать в реальном, взрослом мире? Однажды весенним утром Надя Рушева, как и герой Сент-Экзюпери, покинула планету, наверное, в поисках своей. Оставив на этой 12 тысяч рисунков."("Дар")