Только что на прогулке с Юркой закончила читать третью книгу Елены Макаровой из цикла "Как вылепить отфыркивание" - "Вещность и вечность". О Елене Макаровой надо писать отдельно. И об этой третьей, "терезинской", книге - тем более. Напишу, когда созрею. Сейчас - о другом. Разыскивая по интернету информацию об онлайн-семинарах Елены, которые упоминаются в книге, я нашла её форум. И в одной из тем - интересный взгляд на то, как ходить с ребёнком в музей. Беру на заметку себе и делюсь с вами.
Елена Макарова. Музеи, дети и взрослые дети
"Не знаю, куда это поставить, чтобы все интересующиеся могли прочесть, не знаю, скажу ли что-то, что вы и без меня не знаете, однако попробую, стерев хайфский пот с лица, поразмышлять вслух.
Ребенок не пассивный наблюдатель. Исходя из этого, его лучше не брать в музеи, если вы не знаете, что в них, если вы сами не любите посещать музеи и т.д.
Если не знаешь, чем помочь - не мешай.
Но вот случилось так, что вы с маленьким ребенком оказались в музее. Не страшно! Следуйте за ним, пусть он вам сам все показывает и объясняет. Возьмите с собой бумагу и карандаш, ничем другим в музее рисовать нельзя, и то, что привлечет его внимание, попробуйте нарисовать, если ему после пяти, он тоже может попробовать.
Зачем это нужно? Читайте Корбюзье, страницей выше.
В музее продаются открытки. Если вы купите одну открытку, то дайте задание найти картину или что-то там изображено на открытке, в экспозиции. Это заставит ребенка вглядываться во все. А это то, что нам нужно.
Открытку он может выбрать сам. Если никая не понравится, что вполне возможно, не впадайте в панику. Скажите, что мы сами нарисуем картину и сдадим в этот музей, главное, найти подходящее место, чтобы ее повесить.
Закрадется мысль, что эти картины не всегда тут были, их кто-то сначала рисовал, а потом вешал.
То есть что это живое место, место, где что-то может измениться к лучшему (если сейчас все плохо).
Ни в коем случае не ждите восторгов от ребенка - похоже на море, арбуз как живой и т.д. - ребенку до 5 лет это совершенно не интересно, для него рисунок - это способ осознания мира и себя в нем, а вовсе не уровень мастерства в передаче того, что мы и так своими глазами видим.
Названия. Все объекты в музеях подписаны. Маленькие читать не умеют. И вам трудновато, мелко. Как называется эта картина? Они скажут сразу.
Они назовут - а, стало быть, присмотрятся. Не спрашивайте, что изображено, спрашивайте, как это называется.
С младшими школьниками не ходить без блоконота и карандаша. Выдумывать задания - увидишь красавицу - нарисуй ей жениха, увидишь машину, нарисуй, кто в ней сидит, и т.д. Они уже боятся зарисовывать - вдруг, выйдет непохоже, а вот выдумывать на тему - это пожалуйста. Те, кто чувствует в себе силу, нарисуют, что видят, без ваших предложений. Вы делаете все то же самое, вы не ментор, вы друг по счастью (или несчастью), вы равны в умении и неумении.
В конце подытожить, что больше всего понравилось, посчитать, сколько вам, сколько вашему дитяте, и обязательно вернуться к этим работам, попрощаться с ними.
Ведь вы уйдете, а они там так и останутся, ни погулять, ни размяться.
Много еще можно говорить, но, по-моему, направление ясно.
Одна из форумчан делится своим опытом похода с детьми в Эрмитаж - мне понравилось оч:
"Позволю себе пару слов о своем опыте в надежде на советы и комментарии. Нам повезло - буквально через реку от нас стоит уникальный музей - Эрмитаж, что конечно, просто обязует нас ходить туда и наслаждаться.
С Саней я хожу в Эрмитаж с 6 месяцев. В каждом возрасте - иначе.
Сейчас пришел такой возраст, когда гуляния по музею закончились и надо идти уже с заранее задуманной программой в не очень большое количество залов.
Со следующей субботы я хочу попробовать начать вести регулярные прогулки по Эрмитажу для Сани и трех его ровесников - лучших друзей. Что получится - расскажу.
Вчера мы пошли на разведку:) Я планировала заняться с ними античностью. Дома - мифы , рассказы, в Эрмитаже - занятия в античных залах. Но вчера поняла, что все не так и не то. Саня все сам мне подсказал:))
Мы пришли в Римский зал в поисках Зевса (да, там он - Юпитер, но мы пока не путаемся, пусть для начала только Зевс). Нашел его Саня без труда - его сложнее не найти.
Но потом мы дошли до греческого зала и Сашка опять завис на меандре. Полы в зале мраморные - разделены на секции. В секциях - мозаика с растительным узором, а ограничивают их мраморные изображения меандра, по которому Саня и ходил-ходил. Я обратила его внимание на мозаику. Потрогали, посмотрели, что это разноцветные камешки маленькие-маленькие. И Саня стал "находить" мозаику на полу еще и еще, очень радуясь этому. Но я не могу дать Сане спокойно заняться своим делом и пристала к нему с предложениями найти такой же орнамент на окружающих нас вазах, искали потом краснофигурные, чернофигурные, но он все время отвлекался на мозаику.
Ну и тут до меня дошло, что бог с ней, с античностью. Нам нужна мозаика!!!
И мы отдались ей :)
А потом я "вспомнила" об одной красивейшей мозаике Эрмитажа.
И мы помчались туда. На этой мозаике уже зависли и родители ( с нами еще были Маша с Кирюшей Alany, с которыми мы, не сговариваясь, пришли в Эрмитаж). Это правда что-то невероятное.
А потом я сообщила детям, что это каменная мозаика - рисунок из кусочков камня. А бывает рисунок из кусков дерева! И мы пошли искать. По дороге обсудили, какие мы знаем деревья и что все деревья разные и разного цвета.
И нашли!!! в большом тронном зале ;)
Тут уж Санечка наползался. Потом лежали на полу и смотрели на потолок, на котором был такой же узор, как и на полу. И меандр там наш тоже был! На полу и потолке, только не из мрамора, а паркетный:)
А в гербовом зале, где давали балы, мы танцевали и смотрели в огроменные окна. А на другой стороне зала, представляете, тоже были окна! огроменные! только хитрые - не окна , а зеркала!!! и в них был еще такой же зал:) и мы:) можно было отходить и подходить - и зеркальные мы тоже отходили и подходили:)
А потом еще была лестница. парадная. красивая, там кстати тоже были хитрые окна - зеркала:)) и по ней можно было идти в разные стороны, а приходить в одно место:)
И напоследок мы остановились у скульптуры, где танцевали три девочки(кто угадает, что за девочки?:)) очень известные.
И стали сами такой скульптурой. Саня всех распределил:) Они из мрамора и поэтому застыли, а мы-то живые и поэтому немного попрыгали и ногами подрыгали, взявшись за руки.
Этот прием - изображение собой скульптуры, передача позы, мне очень нравился в детстве. Я до сих пор помню всех, кого изображала. И Сане понравилось.
Благодаря этому походу мои идеи о прогулках по Эрмитажу изменились. "
Форум:
http://forum.mykanon.com/viewforum.php?f=60&sid=c74f8d5b49da3ac8624596ab89595cae ЖЖ-сообщество, посвящённое творчеству и самой разной деятельности Елены Макаровой:
http://makarovainit-ru.livejournal.com/profile