Бывает съёмка "скрытой камерой", когда... ну, сами знаете ) А я за детьми записываю "скрытой строкой" - незаметно и быстро набрасываю на бумаге спонтанные, естественные, живые моменты их диалогов.
* * *
Юра маленьким сачком пытается «поймать» Нику.
Нич:
- Не надо меня ловить, я неуловимая.
Юр:
- Нет, ты бабочка.
Ника:
- Сам ты бабочка!
Юрка:
- Нет, я погрузчик. А ты грузовик! Я тебя поймаю!
(логика - верная!)
* * *
Ника играет с Юрой в комнате. Я мою посуду на кухне. Вдруг Ника сообщает:
- Юрень кричит: «Ситяс пидёт мама и будет угаться… У(р)а!!!» - и скидывает вещи с кровати».
* * *
Юра любит песню «Если с другом вышел в путь - веселей дорога...» Поёт её часто. Не очень внятно по дикции, но очень внятно по мелодии и ритму - сразу понятно, что за песня. Вышагивает, бывало, и поёт.
А тут Ника решила напеть несколько строк и предложила Юре допеть слово:
«На медведя я, друзья, на медведя я, друзья, выйду без испуга!
Если с другом буду я, если с другом буду я, а медведь…» (интонационно подчёркивает оборванность фразы, предлагая Юре закончить). Юра заканчивает неожиданно: «… убежал!»
* * *
Юра просит у меня «кахинку» (конфетку).
Ника рядом напевает:
- Дети без кахи-инок
Ка-ак цветы без лепестко-ов!
Косолапий
Юрка всех смешит на занятиях в школе. По хорошему смешит. Вот на уроке рисования тётя Алла «привела» двух лохматых белых медведей, они здороваются с каждым ребёнком (так часто бывает - тётя Алла приводит на занятие зверей, мягкие игрушки и от их имени что-нибудь рассказывает или задаёт, но прежде всего звери здороваются с каждым ребёнком, каждый может их потрогать, погладить, прижать к себе, зарыться носом - кто что хочет). Юрка, обнимая в свою очередь обоих медведей сразу, прижимает их к себе, довольно жмурясь и расплываясь в улыбке, а потом, чуть отстранив, разглядывая их, говорит (с непередаваемым выражением): «Какие ка-ся-ля-пие!»
Я заметила, что он чаще и свободнее других детей говорит что-нибудь на занятиях - что-то такое спонтанное - то ассоциации, которые у него вдруг возникают, то уточнения к словами учительницы, то развивает как-то возникшую у него в ответ на её слова мысль.
Дальше рисуем медведя: тётя Алла даёт выбрать всем по белому, вырезанному из бумани силуэту мишки - кому какой нравится, с разным положением лап. Юрка выбирает того, у которого лапы - вниз. Был ещё тот, что машет одной лапой, она у него вверх.
Каждому - подносик с разлитой краской, большую пористую губку. Губка по краске «топ-топ-топ», потом по мишке «шлёп-шлёп-шлёп» - и закрашивает всего мишку в такой «лохматый», неоднородный цвет - то, что надо для шёрстки. Юра шлёпает губкой по мишке, смотрит, что у него получается и говорит: «Такой мишка… шоколадный… как кахинка (конфетка)… большая кахинка…» Все опять улыбаются. Мишки у всех получились действительно вкусными на вид - то ли как имбирные пряники, то ли как шоколадки. А тётя Алла подхватила игру: «Вкусный будет мишка - как конфетка с мёдом внутри. Ведь внутри у мишки всегда есть мёд».
Слово «косолапый» у Юрки - из любимых. Не пропустит мимо внимания ни одного мишу - обязательно скажет, что он - косолапый. Иногда применяет слово неожиданно. Подслушала диалог с Никой. Ника стояла у входной двери, собираясь выйти, Юра её «провожал» - он любит закрывать дверь за уходящими, а провожать - целый ритуал, который нельзя пропустить - расстроится, если кто-то уйдёт без него, Юрки. Так вот стоят, разговаривают. Ника вдруг (из-за чего-то) восклицает в порыве эмоций: «Я тупая!». На что Юра отвечает: «Нет, это я тупой, а ты - (выразительно!) касаляпая». Вот и поговорили.