Кносский дворец. Вид на Северный вход, Северный бассейн для омовений и так называемую "таможню" (так археологи условно обозначили просторный зал с остатками колонн у Северного входа; возможно, это был приёмный зал)
Минойская цивилизация была основана на земледелии и животноводстве, а также торговле и мореплавании.
«История её начинается примерно за 6000 лет до н. э., когда небольшая колония иммигрантов, возможно, из Анатолии или Финикии, впервые ступила на землю острова. Это они принесли с собой культ Богини, а также аграрную технологию, которая характеризует их поселения как относящиеся к неолиту. На протяжении последующих четырех тысячелетий шел медленный и стабильный технический прогресс в гончарном деле, ткачестве, металлургии, резьбе, архитектуре и других ремеслах, а также оживление торговли и развитие яркого, жизнерадостного искусства. Затем, примерно в 2000 году до н.э., Крит вступил в период, который археологи называют Дворцовым, разделив на Стародворцовый и Новодворцовый » (Риан Айслер).
Основными центрами цивилизации Крита к этому времени были 4 дворца - в Кноссе, Фесте, Малии и Закросе. Каждый из них контролировал свою часть острова.
Дворцы были построены около 1900 года до н.э. в местах, прилегающих к богатым с/х областям внутри острова и лежали на важных морских путях того времени, по которым осуществлялась связь с Эгеидой и Восточным Средиземноморьем.
Вот так, например, выглядели окресности Феста.
Виды на плодородную Мессарскую равнину с холма, на котором был построен Фестский дворец:
А так выглядело зелёное обрамление Кносского дворца, построенного на холме Кефала в другой долине. Дворец окружают сосны и кипарисы. Когда-то кипарисы образовывали здесь священную рощу богини Реи (пользуясь тем, что я в ЖЖ, а не на конференции, я покажу вам побольше фотографий зелёного обрамления Кносса - чтобы вы попробовали представить, как оно там жилось давным-давно, какие пейзажи открывались глазу с дворцовых террасс, на каких ароматах был настоян горячий кносский ветер).
На севере:
На востоке:
На юге:
На западе:
Кроме того, на Крите существовали и менее значительные дворцы, в которых проживали местные правители. Все они подчинялись центральному царю-жрецу, жившему в Кноссе. Не конфликтовали между собой, не враждовали - об этом говорит отсутствие укреплений как в крупных, так и в мелких дворцах, их открытость вовне, а также высокий уровень развития экономики и культуры минойцев, который не мог быть достигнут в обществе, которое постоянно подвергалось бы междуусобным войнам и распрям.
Эти дворцы, названные археологами Старыми, были разрушены полностью около 1700 г. до н.э. (видимо, природной катастрофой), вскоре после чего на их месте были построены другие - больших размеров, многоэтажные и более сложной планировки, на территории которых находились не только жилые помещения их владельцев, но также многочисленные святилища, огромные кладовые, административные комплексы, роскошные приёмные залы, мастерские, архивы, сокровищницы.
Тронный зал царя Миноса
Большие Южные пропилеи, которыми заканчивался Южный вход во дворец. Восстановленный фрагмент.
На стене - копия фрески "Процессия". Подобными фресками был расписан длинный коридор,
ведущий от Западного двора к Южным пропилеям, а через них - к святилищу Богини.
Пифос в подземной кладовой
Фрагмент южного участка дворца
Реконструкция Северного входа
Дворцы выполняли целый ряд функций. Они были не только резиденциями царя, но также центрами всей жизни минойского общества. Центрами управления и судебной власти, важными торгово-ремесленными центрами. В просторных дворцовых закромах, под защитой божества, хранились продукты, предназначавшиеся для местного потребления и на продажу. Видимо, большая их часть поступала в качестве налогов, которые взимались в виде тех или иных продуктов, поскольку деньги в рассматриваемую эпоху ещё не были известны. В дворцовых мастерских производились предметы, предназначенные для покрытия нужд самого дворца и местных жителей, а также для внешних рынков.
Кладовые с пифосами
Исключительно важную роль играли дворцы в области религии. Они были одновременно крупными святилищами и основными центрами религиозной жизни, проведения праздничных мероприятий и свершения ритуалов.
Фреска с изобраением Трёхчастного святилища, находившегося в западном крыле Кносского дворца
Вокруг дворцов стали развиваться города. Вот что пишет о них греческий археолог Николаи Плейтон, многие годы бывший Главным смотрителем древностей на Крите:
«По мере работы, на свет являлись /…/ кварталы густонаселенных и хорошо спланированных городов, оборудованные гавани, сеть дорог, пересекающих остров из конца в конец, организованные места преклонения и спланированные места захоронений. /…/ Все городские центры имели прекрасные дренажные системы, санитарные очистные сооружения и удобства в домах".
Историк культуры Джакетта Хоукс описывает города, окружающие дворцы, как "хорошо приспособленные для цивилизованной жизни", а Плейтон характеризует "частную жизнь" этого периода, как "достигшую высокой степени утонченности и комфорта": «Дома были хорошо оборудованы, отвечая всем практическим нуждам, а вокруг них была создана привлекательная среда».
Глиняная модель дома, построенного из камня. Около 1600 г. до н.э.
Возникает резонный вопрос: а были ли в данном обществе с его роскошными дворцами и развитыми городами бедные слои населения?
«Уровень жизни, даже у крестьян, был довольно высок, - сообщает Плейтон. - Ни один из найденных на сегодняшний день домов не предполагает очень бедной жизни».
«Не только критская культура, но и критское общество поразило ученых, - подводит итог Риан Айслер. - Одной из особенностей, сильно отличающих его от других древних развитых цивилизаций, было равноправное разделение достояния».
«Государственные доходы от растущего богатства острова разумно использовались для улучшения жилищных условий, которые, даже по западным меркам, были необычайно "современны"» (Плейтон).
«Конечно, Крит был не богаче Египта или Вавилона. Но зная, каковы были экономические и социальные различия между верхушкой общества и низами в других "развитых" цивилизациях, отметим, что способы распределения и использования богатств на острове с самого начала были совершенно иными. /…/Централизация власти не создала здесь автократического правления. Не принесла она с собой ни использования развитой технологии лишь в интересах правящего меньшинства, ни такой эксплуатации и огрубления масс, которые были столь ярко выражены в других цивилизациях той эпохи. Хотя на Крите и существовал богатый правящий класс, но нет указаний (в отличие от более позднего греческого мифа о Тесее, царе Миносе и Минотавре) на то, что он опирался на мощную армию» (Риан Айслер) и был несправедлив к народу, порабощая и угнетая.
«Критское искусство, особенно в ранне-минойский период, отражало общество, в котором власть не приравнена к господству, разрушению и притеснению.
Кроме того, Плейтон /…/ подчеркивает, что в отличие от других городов-государств того времени, "царская власть была, вероятно, ограничена советом высших лиц, в котором были представлены другие общественные классы". Наше представление о том, что правительство должно выражать интересы всего народа, было воплощено в жизнь на минойском Крите до так называемого зарождения демократии в классические времена Греции. Более того, принятая сейчас концепция власти как ответственности, а не господства - тоже, оказывается, не наше изобретение. Ибо свидетельства указывают на то, что власть на Крите была ближе к ответственности материнства, а не к подчинению господствующей элите - силой или страхом силы». (Риан Айслер)
Фреска из мегарона царицы
Около 1450 г. до н.э. критские дворцы были разрушены вновь - мощным извержением вулкана на острове Санторин и сопровождавшим его цунами. Воспользовавшись состоянием разрухи, которое наступило на острове, на Крите утвердился микенский анакт (властитель).
«При каких обстоятельствах произошла смена династии - неизвестно. Высказывались предположения о военном завоевании, мирном брачном союзе или же перевороте, совершённом микенским военачальником минойского флота. Во всяком случае, фактом является то, что последовавшей за природной катастрофой парализацией жизни на Крите воспользовались микенцы, пришедшие из материковой Греции, которые и утвердились в Кноссе». (А. Василакис).
Начался новый период истории Крита, не такой долгий и не такой блестящий, - крито-микенский, во время которого произошёл синтез двух культур: микенский мир обогатился минойскими традициями и позже унёс эти богатства на материковую Грецию.
(продолжение о дворцах следует)