Ледокол "Красин"

Nov 06, 2008 03:33

На приколе возле Горного института стоит ледокол "Красин" - второй арктический ледокол России. Интереснейшее место. Всем-всем советую сходить - не пожалеете.






"В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота - "Ермак" и "Святогор" ("Красин") в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире".
(подробнее на сайте: http://www.krassin.ru/)


Вот он, красавец:




Навстречу истории. Лена vlada_romanova и Артур arhivolt поднимаются по трапу


На корабле нас встретила женщина с большим чёрным котом на руках. Мы разговорились и узнали, что этого котофея «красинцы» спасли во время ледохода. Увидели, что на одной из льдин уплывает в залив испуганный чёрный кот. Бросили ему с корабля какой-то канат (женщина назвала его как-то хитро, но названия я не запомнила), кот вцепился в канат зубами и когтями - отчаянно, испуганно. И его «втянули» на борт. Так с тех пор на корабле и живёт.

Помимо истории корабельного кота мы узнали, что сегодня на Красине - день бесплатных экскурсий (вот повезло!), но что следующая экскурсия начнётся только через час. Пришлось нам подождать, побродить по набережной. Пока ждали - Нина meganevra устроила у трапа импровизированный концерт. Достав из сумочки "поющую" тибетскую чашу, она то ударяла по чаше специальным берёзовым "пестиком" - как "языком" по колоколу, то водила им по краю чаши, усиливая вибрацию и звучание ноты "ля", которой протяжно пела диковинная чаша.



Удивительно, что голос чаши был хорошо слышен на шумной улице и распространялся в пространстве, как распространяются круги по воде от брошенного в неё камня. Удивительный звук. Удивительная чаша. Слышала о таких, но вижу - в первый раз. Очень понравилось. Люди подходили, интересовались, что же это такое. Нина предлагала: «Хотите попробовать?» Каждый, кто хотел, попробовал подержать чашу в руках и сыграть на ней.

Артур и Иван здороваются с тибетской чашей




Это было так необычно и уместно в тот момент. Именно то, что надо.
А то бы люди замёрзли :)

А потом мы пошли на ледокол.

Первым делом нас повели в кают-компанию, которая служила и столовой для корабельной команды:


На стенах - портреты адмиралов


Видно, что столы - с бортиками. Чтобы уберечь тарелки от падения со стола при килевой качке.
Когда же качка была бортовой - на столы дополнительно крепились специальные ограничительные «пруты», перпендикулярно бортикам - чтобы тарелка не уехала к соседу :)

Вот так выглядел ледоко "Святогор", когда был построен в Англии, в городе Ньюкасл, по заказу российского правительства (http://www.krassin.ru/legends_born/ - подробнее)


Лестницы там роскошные




Каюта капитана. Надо сказать, что «Красин» - хоть и музей, но вмест с тем и действующий корабль в полной, так сказать, готовности. И у него есть свой капитан.




Радиоприёмник и приборы с креплениями на случай бури


В спальне капитана - кровать с бортиками - чтобы не сваливаться во время качки. И трубка для переговоров с машинным отделением - на случай, если пропадёт электричество. Когда же электричество есть - для связи используется телефон.


Капитан - единственный человек на корабле, в каюте которого был собственный санузел с ванной


Надо сказать, что помимо чисто гигиенических удобств это давало очень интересное преимущество: во время сильной качки, когда борта кровати не уберегали уже от падения, капитан уходил спать в ванну :)

Теперь мы в штурманской рубке.


На фото - листок с азбукой Морзе и печатный аппарат, что-то вроде древнего факса, на котором печатались карты и маршруты: бумага пропитывалась химическим составом, и изображение на ней выжигалось.

Трубка для связи. Не из хрупких


Экскурсовод рассказывает нам про навигационные приборы, показывает, как воет эхолот (он в правом нижнем углу, с экраном), если его включить. Корабль стоит в «зоне риска» - дно Невы в этом месте недостаточно глубоко и эхолот предупреждает о необходимости сменить курс, дабы не сесть на мель.


Экспозиция в штурманской рубке






Из штурманской рубки мы вышли на капитанский мостик на носу корабля
Штурвал можно было покрутить всем желающим


Машинный телеграф левого борта. Служил для передачи команд о скорости судна с ходового мостика на пост управления главными паровыми машинами (в машинное отделение)






Переговорные трубы. Одна ведёт в машинное отделение. Другая - в штурманскую рубку. Третья… куда же ведёт третья? :)


Наш суперэрудированный экскурсовод рассказывает, как по таким трубам переговаривались. Сперва надо было дунуть что есть моченьки в узкую трубу, которая ведёт в нужную вам часть корабля. Да так дунуть, чтобы там, на другом конце трубы, вылетела из неё тряпица, туда предварительно засунутая. Вылет тряпицы - вызов. Это приспособление было необходимо для того, чтобы принимающая сообщение стороны понимала, из какой трубы это сообщение прозвучит и приготовилась разговаривать именно по ней.


А затем мы вышли на палубу.


За бортом висят шлюпки.




Эти световые окна на палубе служат для того, чтобы солнечный свет проникал в машинное отделение.


Справа по борту проступал в вечереющем небе молодой месяц. Под ним - адмиралтейски верфи со старой пожарной каланчой


Взгляд вверх




Крепление канатов


Вид на верфи и порт. Там - выход из Невы в Финский залив


Кормовые канаты. Для того, чтобы брать что-либо на буксир.




А тех, кто не слушается капитана…


Левый борт




Нос ледокола


Корабельный колокол - рында.


В него можно позвонить




Помёрзнув на ветреном носу, мы спустились в самый нижний отсек корабля, гд была прачечная.
Это то ли стиральная машина, то ли сушильный барабан - прослушала.


Гладильный каток


Видимо, женщины на ледоколе не считались плохой приметой, ибо обнаружены следы их пребывания на борту


Чем прославился «Красин»:


История корабля полна событий и неразрывно связана с историей России.
31 марта 1917 - поднят Андреевский флаг на ледоколе "Святогор"
01 августа 1918 - затоплен для преграждения пути кораблям интервентов к Архангельску. Был поднят англичанами и до 1921 г. плавал под английским флагом.
Август 1921 - выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина.
03 августа 1927 - ледокол "Святогор" переименован в ледокол "Красин"
16 июня 1928 - ледокол "Красин" становится флагманом операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле "Италия" к Северному полюсу.
30 июля - 25 октября 1929 - "Красин" участвует в Девятой Карской экспедиции самой масштабной и переломной операцией на Карском морском пути.
Март-апрель 1933 - Достигает мыса Желания. Никогда еще в это время года сюда не проникало судно в свободном плавании.
17 июля 1933 - ледокол "Красин" - лидер Первой Ленской транспортной экспедиции, в результате которой Якутия получает выход в океан.
22 сентября 1936 - под проводкой "Красина" завершён первый поход боевых кораблей трассой Северного Морского Пути
18 августа 1937 - ледокол "Красин" отправился к м. Барроу на поиски экипажа летчика С.А. Леваневского
04 ноября 1941 - ледокол "Красин" вышел в Америку.
26 апреля 1942 - в составе конвоя PQ-15 "Красин" вышел из Рейкьявика на Родину.
05 мая 1942 - конвой PQ-15 достиг о. Кильдин и вошёл в Кольский залив, завершив свой поход. Для ледокола "Красин" это было завершением маршрута б.Провидения-Норфолк-Галифакс-Рейкьявик-Мурманск, длиною в 15309 миль.
Октябрь 1943 - завершение кругосветного плавания (885 суток) в г. Владивостоке.
1956 - 1960 - капитальный ремонт и реконструкция ледокола. Установлены новые котлы, работающие на жидком топливе.
01 апреля 1972 - ветеран ледокольного флота "Красин" был передан в Министерство геологии РСФСР в качестве научно-исследовательского судна.
20 февраля 1992 - Правительство РФ выдало ледоколу "Красин" охранное свидетельство, как памятнику истории государственного значения.
16 мая 1992 - ледокол-музей "Красин" зарегистрирован во Всероссийском реестре музеев.
1995 год - на борту ледокола открылась первая музейная экспозиция.



До свидания, гостеприимный корабль. Спасибо твоей команде.

До свидания, Нева. Пора домой.


музеи, Петербург

Previous post Next post
Up