Ущелье Самарья. Продолжаем путь

Oct 31, 2008 16:04






Тропинка вывела нас к полянке Ай-Никола, откуда открывается красивый вид на дальнейший путь. Высота - 800 м над уровнем моря. Позади - 4 пройденных километра. Впереди - 9, а потом, как окажется, ещё 3. Полянка названа по имени маленькой церковки Агиас Николас (Святого Николая).


В тени огромных кипарисов - родник, выстроенный из камня, с каменными желобками, по которым течёт вода. Здесь многолюдно. Нимало не смущаясь этого, порскают под ногами прыткие ящерки. Как и люди, они спешат утолить жажду.




Здесь хорошо видно, что тело и хвост ящерки - разных оттенков. Хвост - с зеленовато-медным отливом.




В большом-пребольшом "загоне"...


...отдыхают в тени олив мулы, ...


...шепчутся о своём :)


Эти маленькие лошадки - единствнный способ перевезти груз, провиант или получившего травму человека по ущелью. Лишь им под силу пройти по горным тропам.
Володя решил познакомиться с ними поближе :)


Попросил ребят попозировать


И вот такие получились фото знакомства:




Поляна окружена высокими многовековыми кипарисами. Окружность их стволов, если верить путеводителю, превышает 6 м, а у некоторых экземпляров достигает 10 м. Их прямой длинный корень проникает глубоко в почву, что позволяет им расти даже на сухой бесплодной земле, не страдая от летней жары.


Древесина кипарисов очень крепка. Эти деревья использовались в судостроении, а создатели минойских дворцов (например, Кносского) использовали стволы кипарисов в качестве колонн.
С древних времён стволы кипарисов вывозились с Крита в Египет, где их древесина шла на изготовление саркофагов. Римляне же называли это дерево "дочерним приданым", т.к. жители Крита включали эти деревья в приданое дочерей.
Вырубание кипарисов стало настолько частым, что в 1414 году Венеция запретила вывоз критского кипариса.

Прочитала любопытную вещь: кипарисы отличаются замечательной особенностью после спиливания быстро вновь отрастать, формируя кольцо на срезе ствола. Я ещё не совсем поняла, как это...



В прошлом на этом месте под сенью кипарисов стоял античный храм Аполлона или Артемиды Вритомартис (Бритомартис - в другом варианте произношения).
В греческой мифологии это нимфа из свиты Артемиды, дочь Зевса, известная своим целомудрием. Спасаясь от преследований полюбившего её Миноса, она бросилась со скалы в море, но была спасена рыбаками, выловившими ее сетью. Это древняя критская богиня, покровительница рыболовов, моряков и охотников, впоследствии отождествленная с Артемидой и чтившаяся вместе с ней как богиня луны. Её культ был распространен на Крите, в Спарте, на о. Эгина, на островах Средиземного моря.
Согласно одному из древних авторов, Диодору, Артемида Бритомартис, богиня лесов и охоты, родилась здесь, в Белых Горах. И поэтому её особо почитали во всех селениях ущелья и в древнем городе Тарре, стоявшем в "устье" ущелья, на морском берегу. Кстати, именно по названию этого города, созданного в 5 в. до н. э. и переживавшего свой расцвет вплоть до 5 в.н.э., и названа текущая по ущелью река Тарреос, а прежде называлось и само ущелье.

С именем Аполлона здешние места тоже тесно связаны. Как гласит античный миф, после убийства Пифона, дракона, сторожившего святилище Фемиды на Парнасе, бог музыки и солнца Аполлон явился сюда, на Крит, в Белые Горы, чтобы очиститься покаянием. Но, как это с ним обычно и бывает, он увидел на берегу моря подле Тарры лежавшую на морской гальке прекрасную нимфу Акали (Акакаллиду), дочь Миноса и Пасифаи, и полюбил её. Забывшись в объятиях Акали, Аполлон оставил солнце без своей опеки, и земля на некоторое время погрузилась во мрак и холод. (Так, видимо, критяне объясняли солнечное затмние). Акали родила от Аполлона двух прекрасных мальчиков, Филакисида и Филандроса. Аполлон не забыл красавицу-нимфу. Каждый раз, когда он спускался на землю, его горячее и ласковое животворное дыхание наполняло этот край цветущими растениями, а Акакаллида вновь рождала ему детей. Так родились Наксос, Милитос, Амфитемис, Гарамандис, Оаксос, ставши родоначальниками известных родов и основателями городов.

Растительный мир ущелья и правда уникален. "Дыхание Аполлона" наполнило его богатством флоры. Здесь растёт 150 видов растений, которые не встречаются больше нигде. Австрийский ботаник Сибер, который в 1817 году путешествовал по Криту, об ущелье Самарья написал: "Каждому ботанику рекомендую ущелье Самарья как нечто абсолютно исключительное". Весной, например, вся полянка Ай-Николас усыпана крупными розовыми шарами пионов (здесь их называют горными розами). Цветут удивительной красоты тюльпаны, похожая на домашнюю насыщенно-синюю фиалку анхуза, брызгами рассыпаны горные крокусы, ярко-золотыми свечками высоко поднимаются соцветия алепуси. Здесь растёт особый вид критских орхидей - дикие ястребы. И особое целебное растение диктамос (от названия горы Дикти). Его близким родственником является ясенец, или бадьян. На вид невзрачное, похожее чем-то на нашу дикую мяту, оно обладает уникальными целебными свойствами. Говорят, что когда дикая коза, раненая охотником, питалась этим растением, наконечник стрелы выпадал из быстро заживавшей раны. Чудодейственные свойства диктамоса упоминаются многими античными авторами, включая Гомера, Аристотеля, Эврипида, Теофраста, Виргилия, Плутарха, Диоскура, Галиноса и др.
В определённый момент жители Крита стали выращивать это растение. Оно активно используется в медицине, а также добавлятся в целбные травяные чаи.

Здесь же, на поляне Ай-Николас, весной можно увидеть необычный цветок - тёмно-фиолетовый, похожий на цветок каллы, цветок арапа или драконника. Один из самых эффектных цветов ущелья. Но страшно ядовитый. Один из саркофагов, найденных на восточном Крите, украшен цветами драконника. В древности это растение сопоставлялось со змеями, олицетворявшими тайны ада.

Но всю эту красоту можно увидеть лишь весной. В конце же августа, когда мы шли по ущелью, нам попадалось очень мало цветущих растений. Одно, похожее на наш вереск, я уже показывала. Второе покажу позже, оно росло прямо на отвесной скале.
На поляне же Ай-Николас мы увидели брызги вот таких цветов-икебан, уже высушенных жарким солнцем:




Не знаю, как они называются и как выглядят весной-в-начале-лета, но даже в таком высушенном варианте - они впечатляют






Закончив отступление о растениях, врнусь к древнему храму. Кому из двух близнецов - брату или сестре - был посвящен храм, стоявший когда-то на этой поляне, трудно сказать. Археологические раскопки точного ответа не дают. Найдены культовые предметы из глины и меди, указывающие лишь на то, что здесь было святилище.
Но, думаю, что кипарисы подсказывают: Аполлону.

Церковь Агиас Николас




Моё внимание привлекли остатки украшений на внешней стене храма в алтарной части




А вот так церковь выглядит внутри...


Рядом - развалины. По-видимому, остатки дома или огорода.


Здесь в прошлом жила большая семья, стояла каменная сыроварня. Теперь в здании сыроварни - укрытие от непогоды и пост лесной службы.


«Разбитое сердце»


Оливки


Оглянувшись: забавно этот указатель выглядит на скале у обрыва


На прощанье


горы, Крит, Самарья

Previous post Next post
Up