На перепутье

Feb 28, 2008 17:51

Там, где сходятся две дороги на Псков - из Петербурга и Новгорода (после Заплюсья, но не доезжая до Лудоней) - у реки Омуги, в маленьком местечке Николаево стоит церковь. Вернее, то, что от неё осталось.


Read more... )

на перепутье, путешествия, заброшенные храмы

Leave a comment

edel February 28 2008, 15:28:49 UTC
Очень тёплое чувство возникло, когда увидела лампаду и иконы. Я привыкла разрушенные храмы видеть именно заброшенными, а тут - жизнь.

А ещё мне кажется, что эти храмы - символ того перепутья, на котором находится сейчас человечество. Трудно объяснить вот так навскидку, но недавно на Гуманистических Чтениях мы обсуждали мысль о том, что церковь, христианство в той форме, до которой оно развилось, став догматическим, уйдя от изначальной сути в формальность, став инструментом политическим, манипулирующим сознанием масс, изжило себя. И вот эта старая отмирающая форма разрушается. И человек ищет что-то новое. Храмы ведь у нас не просто так оказались заброшенными. Революция, отвергнув бога и церковь, провозгласив вместо веры в бога веру в человека, отвергла их не без причины. Церковь в большинстве своём к тому времени потеряла духовность, став аппаратом угнетения и порабощения человека. Но, пройдя через отрицание бога, человек снова возвращается к нему - на новом витке спирали эволюции духа и разума, на новом витке понимания, очищая религию от догм и всего наносного.
И вот такие храмы - как символ прохождения этого очищения: старое разрушено, на его место должно прийти новое - каким будет это новое? что выберет человек? разрушение или созидание? сможет ли вернуться к животворным истокам и положить их в основу миропонимания новой эпохи?.. хватит ли сил сохранить и возродить главное?

Reply

naja_naja February 28 2008, 15:53:27 UTC
Ну, если брать за церковь современную РПЦ, то, боюсь, современная не менее аппарат, чем была та. Так что действительно, интересно каким будет новое, поскольку религии, как жизненного уклада и способа восприятия мира сейчас нет, и восстановить проблематично.

Reply

edel February 29 2008, 09:18:25 UTC
Да, современная церковь ещё сильно догматизирована в массе своей.

Reply

ta_volga February 29 2008, 06:52:58 UTC
Да, я однажды задумалась, что должны были быть люди, которые просто - технически разрушли церкви.
Рабочие какие-нибудь.
И что на это должно было быть их собственное внутреннее согласие и желание.
Что разрушали не те, кто "подписывал приказы" и не абстрактные люди.
Жутко стало.
Что людей до этого надо было довести.
Потом кого-то из классиков вспомнила, какие-то короткие вещи про "веру"и попытку людей выбраться из непонимания.

Смешение веры и механизма управления - страшная штука.

Reply

edel February 29 2008, 09:25:41 UTC
Да, страшная. Но чтобы понять это, надо было через это пройти. Это тоже ступень эволюции сознания, опыт, урок. Ещё не прожитый до конца.

Про людей, которые физически разрушали церкви. Были, думаю, такие, которые потом сходили с ума - ведь часто разрушение церкви превращалось в акт насилия - над теми людьми, которые противостояли этому разрушению, пытались защитить.
Но многие, разрушавшие храмы, полагаю, искренне верили, что делают благое дело, освобождают человека от рабства.
А ещё могли на такие вот работы кидать бригады зеков каких-нибудь - людей, уже потерявших моральные принципы, для которых подобное дело - не вопрос.
Такие вот ответные мысли.

Reply


Leave a comment

Up