Дурак

Jan 15, 2015 17:03

К своему третьему фильму Юрий Быков определился с авторским стилем. Быков пытается препарировать действительность,  вскрывать давно гниющие, болезненные раны, болезненные до банальности. В предыдущем фильме была продажная, готовая уничтожить даже своих (а своих нет, все друг друга покрывают, но каждый сам за себя) милиция. В «Дураке»  Быков, на первый взгляд, препарирует чиновничество.
Тема, не новая уже во времена Гоголя, предстает в другом свете. В быковский город N ревизоры не доезжают, городничий кошмаров не видит, и вообще - это женщина.
Каждый фильм Быкова - исследование совести. Образ Димы Никитина, которого «дураком» считают даже собственные мать  и жена, абсолютно идеализирован, и кажется абсолютом доброты и честности. С упорством Сизифа он с отцом (вторым дураком в фильме) ремонтирует лавку, сломанную в который раз подростками. Взятки за учебу давать не хочет, гараж купить вместо учебы не хочет, с работы украсть нечего.  Димина работа - чинить трубы, копаться в чужих сортирах и мойках. Быков демонстрирует трансформацию героя, прошедшего путь из грязи в князи Мышкины. Никитин обнаруживает, что давно аварийное общежитие покрылось гигантскими трещинами и вот-вот рухнет со всеми восьмью сотнями жителей.  Со времен «Общаги-на-Крови» Иванова общежитие в российском искусстве утвердилось  в статусе метафоры всего общества, нутра всей страны. Общага, где трое день за днем  ныряют в самогонное озеро, а за стеной муж без разбору бьет то жену, то дочь, то жену, то дочь. Значит - любит. Трещины общаги уже не залатать, здание кренится, начальству во главе с городничей - пофиг. У мамы (а для всех местных чиновников она - мать-кормилица) юбилей. Дима Никитин-Мышкин - добрый человек. А добрые люди - дураки. Впрочем, главный инженер, тоже добрый человек, хоть и выясняет это за мгновения до смерти, спасая Никитина, которого Мама в числе прочих хочет принести в ритуальную жертву. Для самого Никитина-Мышкина-Христа Голгофой становится не крыша дома, готового рухнут в любой момент, а крыльцо перед подъездом, где жители дома отрабатывают на нем удары. Они думают, что их наебали, им нахуй не нужно его спасение.

Пишут, что Быков снимает римейк «Декстера» с Хабенским. Там-то образ человека с гипертрофированным чувством справедливости достигнет предела. Русский Декстер должен препарировать язвы общества буквально. Христос берет в руке оружие, он же не дурак.

говнокритика, кино

Previous post Next post
Up