30 лет назад - с 14 по 18 марта 1988 года - состоялся визит Михаила Горбачева в Югославию.

Mar 17, 2018 04:33

Из воспоминаний соратника М.С. Горбачева - Вадима Медведева.

С Горбачевым в Белграде

С первых шагов визита, начавшегося 14 марта 1988 г., стала складываться товарищеская и, я бы сказал, непринужденная обстановка. Конечно, соблюдены были и все протокольные формальности, присутствовал и момент торжественности, но не было той напыщенности, суеты и искусственности, которые отличали визиты в некоторые другие страны, особенно в Румынию.

Разместили Горбачева в Дединье - престижном районе Белграда, в резиденции «Белый дворец», а нас с Силаевым поместили в особняке - в пяти минутах езды от «Белого дворца». Но мы только ночевали там, а все время были рядом с Горбачевым, вместе с ним обедали и ужинали, обсуждали ход визита и вопросы, возникавшие в процессе переговоров.

На пути из аэропорта в столицу не было больших толп приветствующих людей с флажками в руках. Как такие толпы организуются - известно, но когда Горбачев попросил сделать остановку на одной из центральных точек города - перекрестке улиц Маршала Тито и Князя Милоша, вмиг образовалось большое скопление людей, состоялась исключительно теплая беседа советского руководителя с белградцами. С каждым днем и даже часом росло внимание народа к визиту, все больше и больше становились толпы людей, ожидавших встречи с Горбачевым.

В такой исключительно благоприятной и дружественной обстановке проходили переговоры и все протокольные мероприятия: посещение машиностроительного объединения имени Иво Лолы Рибарта, Мемориального центра Иосипа Броз Тито, церемония посадки молодого кедра в городском Парке дружбы, вручение Горбачеву золотой памятной медали Белграда, встреча с делегатами Скупщины СФРЮ.

Официальные советско-югославские переговоры начались в Палате федерации вначале по государственной линии. С югославской стороны их вели председатель Президиума СФРЮ Л. Мойсов, председатель Союзного исполнительного веча Б. Микулич, его заместитель Я. Землярич, союзный секретарь по иностранным делам Б. Лончар. Б. Крунич был лишь участником переговоров.

На следующий день переговоры были продолжены в Центральном Комитете Союза коммунистов Югославии. Его представляли председатель Президиума ЦК СКЮ Б. Крунич, члены Президиума ЦК СКЮ М. Орландич, М. Реновица, В. Тупурковский, исполнительный секретарь ЦК СКЮ С. Стояно вич. Руководителей государственных органов не было. С советской стороны в обоих случаях в переговорах участвовали мы с Силаевым, посол В. П. Логинов, сопровождавшие лица.

Думаю, нет смысла подробно останавливаться на содержании переговоров. Могу сказать одно: они носили конструктивный характер. Причем более заинтересованно и конкретно, я бы сказал, эмоционально вели переговоры Б. Крунич и его коллеги по Союзу коммунистов. Беседа шла об опыте социально-политического развития двух стран, о межпартийных отношениях, проблемах современного социализма.

Но о принятых документах все же надо кое-что сказать. Принципиальное значение имело подписание советско-югославской декларации. В ней подтверждена историческая роль универсальных принципов, содержащихся в Белградской и Московской декларациях, а именно: взаимное уважение независимости, суверенитет, территориальная целостность, равноправие, недопущение вмешательства во внутренние дела под каким бы то ни было предлогом. Заявлено, что стороны впредь будут придерживаться этих принципов.

Вместе с тем в новой декларации подчеркнуты взаимная готовность развивать диалог и обогащать содержание наших отношений, «исходя из принципов независимости, равноправия и невмешательства, ответственности каждой страны, каждой партии перед рабочим классом и народом своей страны, взаимного уважения различных путей строительства социализма», стремление вести конструктивный, товарищеский диалог с целью вывести весь комплекс двусторонних отношений на новые рубежи.

В декларации нашли свое отражение совпадение взглядов на современное мировое развитие, признание того, что мировая цивилизация переживает переломный момент и в этих условиях необходимы новые подходы, новая политическая философия, в основе которой лежит понимание неделимости и взаимозависимости мира.

С декларацией тесно связан и другой документ, подписанный в Белграде, - Долгосрочная программа экономического сотрудничества СССР и СФРЮ на период до 2000 года. В ней конкретизированы пути развития экономических отношений между двумя странами, отвечающие их интересам.

В целом визит заложил основу для качественно нового этапа в развитии советско-югославских отношений. Он, пожалуй, в наиболее отчетливой форме продемонстрировал новый подход советского руководства к проблеме отношений с социалистическими странами. Не случайно он привлек к себе большое внимание мировой общественности.

Для освещения визита в Югославию прибыло несколько сот журналистов из многих стран. По ходу его то тут, то там возникали импровизированные пресс-конференции Горбачева. Более 300 корреспондентов было на специальном брифинге, проведенном мною вместе с исполнительным секретарем ЦК СКЮ М. Лоличем в Сава-центре. Вступительное слово пришлось делать, по существу, экспромтом, поскольку времени для подготовки просто не оказалось. Мне было задано много вопросов, в том числе касающихся 1948 года, «белых пятен» в наших отношениях с Югославией. Между прочим, на пресс-конференции я сообщил, что КПСС передала Союзу коммунистов Югославии 90 тыс. страниц архивных документов, представлявших интерес для югославской стороны, о деятельности Коминтерна и Информбюро, событиях второй мировой войны. Замечу, что в дальнейшем работа была продолжена, и через некоторое время югославской стороне было передано еще около 500 архивных материалов о деятельности представителей Компартии Югославии в Коминтерне.

Наблюдения и комментарии западных корреспондентов о ходе визита, высказывания и реплики Горбачева, материалы брифинга, проведенного мною вместе с Лоличем, нашли довольно широкий отклик в зарубежной прессе и в теле- и радиокомментариях.

«Голос Америки» со ссылкой на своих корреспондентов из Белграда сообщил: «Во время церемонии посадки дерева в Белградском парке Горбачев сказал журналистам, что он удовлетворен началом переговоров и что много времени было уделено национальным вопросам». Корреспондент Би-би-си Саймон Броуди обратил внимание на мои слова о том, что обе стороны отметили роль Тито и Хрущева, которые проявили большую мудрость и сумели отказаться от недоразумений прошлого. «Как видите, - заметил Броуди, - Хрущев снова стал мудрым». На вопрос, каково общее впечатление от этого дня, Броуди ответил: «Общее впечатление, что советские представители гораздо раскованнее, я бы сказал, югославских официальных лиц».

В заключительной беседе с журналистами Горбачев заявил: «Я и мои товарищи полны впечатлений от встреч и бесед на югославской земле. Советские люди преданы дружбе с народами Югославии. Так было, есть и будет. И в этом главный итог визита. Будем вместе идти общей дорогой, основываясь на принципах документов 1955 и 1956 годов, которые еще раз подтверждены советско-югославской декларацией, выходящей по своему значению за рамки двусторонних отношений. В этом его принципиальное значение.

Желаю процветания Югославии».

http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1003796/47/Medvedev_Vadim_-_RASPAD._Kak_on_nazreval_v_mirovoy_sisteme_socializma.html

В республиках

В Югославии, да и в Советском Союзе, перемены во многом были обусловлены вышедшими на первый план противоречиями в межнациональной сфере. Сложность и острота этих проблем в Югославии нам были, в общем- то, хорошо известны, но во время визита мы хотели еще и еще раз, что называется, с близкого расстояния посмотреть на них. Конечно, было бы наивным рассчитывать на то, что можно за какие-то пять дней глубоко вникнуть в суть этих проблем, тем более что дни были заполнены до предела официальными мероприятиями.

Еще при подготовке визита югославская сторона выступала за то, чтобы советская делегация посетила все шесть республик или большую их часть. Сделать это, к сожалению, не удалось. В программу было включено посещение трех республик - Сербии, Хорватии и Словении. В отношении Сербии проблема состояла только в том, чтобы встретиться в Белграде с сербским руководством. Было намечено посетить столицу Словении Любляну, а закончить визит на территории Хорватии - в Дубровнике. Там встретиться с хорватскими деятелями и провести заключительную беседу с федеральным руководством.

Не знаю, как отнеслись в Боснии и Герцеговине, а также в Македонии к тому, что Горбачев не побывал у них, но вот от черногорцев в Белграде буквально не было прохода. Они умоляли хотя бы на несколько часов сверх программы посетить эту республику, подчеркивая особое отношение черногорцев к России. Но такой возможности просто не было.

Должен заметить, что на официальных встречах, да даже и в неофициальной обстановке, югославские руководители не очень охотно шли на откровенный обмен мнениями по межнациональным и межреспубликанским проблемам. Объяснение, с моей точки зрения, простое. Встречи с представителями республик проходили, как правило, в присутствии федеральных руководителей. Но и работники федеральных органов занимали свои посты как представители республик по принципу ротации. Они, по-видимому, не хотели углубляться в эти проблемы в беседах с советским руководителем, демонстрировать при нем свои противоречия, во всяком случае, проявляли определенную сдержанность. Мы, со своей стороны, не скрывали интереса к межнациональным проблемам, но старались делать это в ненавязчивой форме.

И тем не менее острота ситуации в югославской федерации, нарастающая напряженность в отношениях между республиками не могли не проявиться во время визита и, в частности, на встречах нашей делегации с руководителями Сербии, Хорватии и Словении. Все эти встречи были обставлены по примерно одинаковому образцу, принятому в отношениях между равноправными партнерами. И вместе с тем каждая из них имела свою специфику, связанную с особенностями республики, ее положением и ролью в федеративном государстве.

Особый интерес с этой точки зрения представляли контакты с руководителями Сербии. На официальном обеде, данном в честь Горбачева от имени руководства Сербии, царила атмосфера, которая предопределялась характером, манерой поведения Слободана Милошевича. Он был тогда председателем Президиума ЦК СК Сербии, чувствовал себя безусловным лидером республики. Категоричность и безапелляционность суждений, решительность, напор выделяли его не только из сербских руководителей, но и политических деятелей федерации.

Трудно восстановить в памяти детали его выступлений и высказываний, но общее впечатление сложилось довольно отчетливо: это была открытая позиция в пользу укрепления централизма в югославской федерации вокруг ее сербского ядра. Бросалось в глаза подчеркнуто уважительное отношение к нему со стороны присутствующих, в том числе председателя Президиума республики П. Грачанина, представителя старшего поколения югославских коммунистов и антифашистов.

Насколько удалось уловить, Милошевича поддерживали и выдвигали как сильную личность различные общественно-политические силы в Югославии, в первую очередь в Сербии. Он пользовался поддержкой и югославской народной армии. Об этом нам прямо и открыто говорили высокопоставленные и информированные представители военного руководства Югославии.

С ним связывалось противодействие опасности развала югославской федерации, вокруг него происходила концентрация радикально-традиционалистских сил в югославском обществе, которые проявили себя попытками остановить процесс распада, не останавливаясь перед применением жестких методов борьбы с сепаратистскими тенденциями во имя сохранения югославской федерации при доминирующем влиянии Сербии.

Весьма интересными с точки зрения межнациональных отношений были поездки в Словению, встречи с руководителями этой наиболее развитой и наиболее близкой к Западу республики Югославии. Нашу делегацию разместили в старинном замке - бывшей резиденции Тито «Гора у Краня».

Весь облик республики говорил о ее принадлежности скорее не к Восточной, а к Западной Европе: ухоженная, благоустроенная земля с прекрасной застройкой, множество костелов оригинальной архитектуры, на горизонте - альпийский пейзаж с заснеженными вершинами. Любляна - небольшой, но уютный, опрятный город с западноевропейским укладом жизни.

Со стороны жителей города, как и повсюду, проявлялось огромное внимание к Горбачеву, к нашему визиту. Не скрывали своего удовлетворения визитом и руководители республики. Они с большим энтузиазмом демонстрировали самостоятельность своих позиций и суждений, самобытность республики, ее принадлежность к Западу. Характерно, что оценки социально- экономической ситуации в Словении строились на сравнении ее показателей не с общеюгославскими, сербскими или даже хорватскими, а с австрийскими, итальянскими - вообще западноевропейскими. И конечно же, вывод делался не в пользу Словении, с явным намеком на то, что самостоятельно, вне федерации, она могла бы добиться значительно большего.

Во время встречи с Горбачевым, точно не припомню - то ли на официальной беседе с советской делегацией, то ли в речи на обеде, председатель Президиума ЦК Союза коммунистов Словении Милан Кучан в развернутом виде изложил свое понимание программы политических и экономических реформ в социалистических странах. Оно воспринималось как явная демонстрация самостоятельности Словении. Дело в том, что Союз коммунистов Югославии, как и КПСС, готовился к партийной конференции, на которой предполагалось рассмотреть все эти вопросы. В центре шла усиленная подготовка к конференции. И подтекст выступления, по-моему, был такой: там, в Белграде, что-то делают, о чем-то спорят, а у нас уже есть своя позиция.

Интересно и то, что содержание программы Кучана было довольно созвучно проводившимся и намечавшимся реформам в Советском Союзе. Нам как бы говорилось: что там будет в Белграде - неважно, а основа для сотрудничества Словении с Советским Союзом есть - вот она.

Общение с Хорватией получилось довольно своеобразным - через Дубровник. Для Горбачева на берегу лучезарной Адриатики была предоставлена престижная резиденция «Ядранка». Там же состоялась встреча с хорватскими руководителями: председателем Президиума Социалистической Республики Хорватии А. Марковичем, председателем Исполнительного веча А. Миловичем. А для заключительных встреч туда прибыли руководители федерации Л. Мойсов и Б. Крунич. Мне показалось, что таким образом было подчеркнуто и особое общеюгославское значение Дубровника - этой подлинной жемчужины Адриатики.

На сей раз улочки Дубровника были буквально запружены народом, жаждущим встретиться с Горбачевым. Тут были не только граждане Югославии, но и многочисленные туристы из всех стран мира, в том числе и из нашей. Местные жители говорили, что такого в их древнем городе еще не бывало.

http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1003796/48/Medvedev_Vadim_-_RASPAD._Kak_on_nazreval_v_mirovoy_sisteme_socializma.html

===============================

Михаил Горбачев о своем визите в Югославию в 1988 году.

Глава "Югославия: расплата за задержку реформ?" из книги "Жизнь и реформы":

https://ed-glezin.livejournal.com/1101575.html

================================

Печать о визите М. С. Горбачева в СФРЮ. Социализм и новаторство
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 26/03/1988

Хотя в СССР и СФРЮ различны условия социалистического строительства, различны методы и средства решения разнообразных вопросов, однако есть и много сходных, близких, вызывающих взаимный интерес проблем. Развитие социалистической демократии, совершенствование систем самоуправления, реформы в экономике, вопросы национальной политики, ускорение научно-технического прогресса - это лишь некоторые темы, которые могут стать или уже стали предметом подлинного взаимовыгодного обмена идеями и опытом.

"Трибуна люду", Польша

Подписание долгосрочной программы будет способствовать активизации экономического сотрудничества Югославии, которая испытывает серьезные экономические трудности, с СССР и другими странами - членами СЭВ. До сих пор СССР заключал такие соглашения только с государствами - участниками Варшавского Договора.

"Майнити", Япония

Никогда, вероятно, в истории международных отношений не привлекал такого внимания мировой общественности визит советского руководителя в Югославию. А было, как известно, несколько значительных визитов в гораздо более сложной, даже более драматичной международной обстановке.

Горбачев и югославские руководители, кажется, сделали очень много для того, чтобы еще раз устранить многочисленные сомнения, которые появляются, и сделать шаг вперед.

М. С. Горбачев - первый советский руководитель, который свободно прогулялся по улице Князя Михаила, и ему высказывались искренние и добрые пожелания югославов по старинному обычаю - чтобы он жил сто лет и ему удалось все в жизни, а особенно "перестройка". Это было выражение признания государственному деятелю - за смелость, миролюбие, дружбу и уважение к Югославии.

В области международных отношений Горбачев сделал в Белграде новые шаги, которые могут иметь значительное влияние.

Еще два года назад СССР предложил вывести советский и американский флоты из Средиземноморья, а сейчас Горбачев дополнил эту инициативу, предлагая в качестве первого шага замораживание числа военных кораблей. Почему это должен быть "дипломатический маневр" (а такие утверждения встречаются в западной прессе. - Ред.), а не серьезный план разоружения, который, возможно, имеет существенное значение для успеха других мер в области разоружения? Если НАТО так настаивает на необходимости ликвидации превосходства СССР в обычных вооружениях в Центральной Европе, не является ли логичным, чтобы она согласилась, по крайней мере, на замораживание в районе Средиземноморья, где соотношение военных флотов равняется 3:1 в пользу Запада!

"Борба", Югославия

На протяжении нескольких лет в Греции и Испании предпринимаются частично успешные попытки не продлевать договоры о сохранении на их территориях военных баз США. По этой причине предложения М. С. Горбачева будут встречены в указанных кругах "с вниманием. Сама Москва располагает весьма незначительным флотом 8 Средиземноморье, который к тому же не имеет собственной базы. В то же время 6-й флот США полностью контролирует Средиземноморье - даже после посылки некоторых кораблей в Персидский залив.

"Рур-нахрихтен", ФРГ

Советский руководитель в ходе визита использовал каждую возможность, чтобы подчеркнуть: социализм и новаторство идут рука об руку.

"Гардиан", Англия

http://www.aif.ru/archive/1649480

Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва в Социалистическую Федеративную Республику Югославию, 14-18 марта 1988 г.: Документы и материалы. - М.: Политиздат, 1988.

https://www.facebook.com/groups/152590274823249/permalink/2163842240364699/?comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22O%22%7D

https://lookaside.fbsbx.com/file/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82%20%D0%9C.%20%D0%A1.%20%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%91%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A4%D0%A0%D0%AE%20%E2%80%94%201988.pdf?token=AWxG_k4vn0txXDeCBLwjDydL62sKfRsJyE31LiJcoZMjU3O0HfY12xOLvUbghHnx--Q8rLmC1rhXoSuqZ89sNpabWjERkLWnq8X3UAhTzbqVMKri4tHNqHcPQCnVK7JO1S-4HFlQ2uhuIqJH1-n8Rt8u





















Выступление М.С. Горбачева в югославском парламенте ( Скупщине ):













































































































==================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==================================

! - Визиты М.С. Горбачева, Михаил Сергеевич Горбачев, 1988, Югославия

Previous post Next post
Up