Фильм "Наш бронепоезд" (1988).

Feb 13, 2018 14:43

95 лет назад - 20 ноября 1927 года - родился актёр Михаил Александрович Ульянов.

85 лет назад - 26 марта 1938 года - в украинском селе Чемер (Черниговская область) родился актёр Алексей Васильевич Петренко.

79 лет назад - 2 сентября 1944 года - родился актер Александр Георгиевич Филиппенко.

В 1988 году он снялся в фильме «Наш бронепоезд».

События фильма происходят в первые майские дни 1966 года. Заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, бывший лагерный охранник Николай Кузнецов случайно встречается с одним из бывших заключенных. Это событие влечет за собой новые встречи - и новые прозрения о прожитых годах...

=====================























Рецензия Аллы Гербер:

Сценарий фильма «Наш бронепоезд» (режиссер Михаил Пташук) был написан одним из лучших сценаристов, Евгением Григорьевым, двадцать лет назад. Шестьдесят шестой год. Оттепель давно кончилась. Брежневские либеральные подачки шли на убыль. Но еще теплилась надежда, еще никто никуда не уезжал, еще на памяти была повесть Солженицына, еще гуляли по стране звездные мальчики Аксенова, еще не «закрыли» Галича, еще бурлила Таганка, не выдохся «Современник», еще... Но уже начинались процессы, уже тягали поэтов и художников за тунеядство, начинали преследовать за книги, подписи, слова. Мы и не подозревали, как близка, необратима реальная опасность возрождения сталинизма, как лязгают челюстями верные слуги, ждут, когда их позовут, как слабы мы сами, интеллигенты, в которых конформизм был вшит с большей надежностью, чем ампула в тело алкоголика. Помню, когда я читала этот сценарий, меня трясло, как в ознобе, с таким безошибочным чутьем поведал Григорьев о нашем уже не вчерашнем, а сегодняшнем дне. И самым страшным в нем была тупая искренняя вера героя, что если партия скажет- надо, он ответит партии - есть. Как уже ответил однажды, когда служил, верный солдат, в лагере и расстреливал заключенных, ибо врагов не жалко, на то они и враги. Не усомнившись- а может, не враги, не заколебавшись - а как же безоружных-то?
Картина, снятая по этому сценарию, не потеряла бы своей зловещей актуальности и сегодня, да еще с таким блестящим трио: Филиппенко- наш брат журналист, из тех, кто больше ни во что не верит, Ульянов- бывший полковник ГУЛАГа, кто до смерти не в отставке, Петренко, исступленный маньяк-сталинист; но не они попадали в психушки, не их лечат там и сейчас. Если бы... Но произошло невероятное. И эту историю выиграл тот, кому ее меньше всего полагалось выиграть,- бывший вохровец Кузнецов, ныне простой рабочий, чистый, как родниковая вода, искренний, как гимназистка из повестей Чарской, прямой, как смычок скрипки Страдивариуса. Но тут не до шуток. Эту историю выиграл актер Гостюхин, чья природная искренность, подлинная народность, мужское, опять же, природное обаяние сделали из преступника мученика. Чья это была задача- режиссера, актера? Человек из железа, разоблаченный польским режиссером Вайдой как человек-робот, сконструированный для своих корыстных нужд партийной системой, в этом фильме предстает жертвой своей неподкупной веры - воевал, боролся, трудился ведь ради идеи, ради блага народа. За что же его сейчас?
Не он запутался - его запутали, его душу смутили, его выбили из колеи, сбили с верного пути- и он опять герой. И погибает, как герой, хоть и по пьянке, но вроде бы сознательно, опять, теперь уже навсегда, жертвует жизнью за чистоту идеи, в укор тем, кто. наплевал ему в душу, и душа не выдержала. Самое страшное последствие тоталитарной системы - человек, не способный оценить свои поступки, бездумный исполнитель злой воли режима,- опять возведен в ранг героя, чуть ли не жертвы тех, кто отнял у него, честного, самое главное- идею вырвали, как сердце Данко. Только ведь это была не его идея, не он ее выбрал, не сам к ней пришел. Его вооружили, приказали носить, как ружье через плечо, а если понадобится, пустить в дело. Не сострадание должен был вызвать такой герой, а ужас, ибо имя ему легион.
Алла Гербер

«Советский экран» № 15, 1989 год

===========

«Фильм «Наш бронепоезд» - первая попытка рассказать об изуверах сталинских лагерей. Госкино СССР приняло картину с восторгом, но министр боялся её выпускать. Шёл 1988-й, и прецедентов ещё не было. Придумали так. На время отпуска Горбачёву Госкино вместе с КГБ готовили комплект фильмов для просмотра на известной даче в Форосе. Когда Горбачёв посмотрел «Наш бронепоезд», он позвонил Камшалову и назвал мою работу первым фильмом перестройки. Звонила и Раиса Максимовна. Фильм пошёл на экраны»

- Михаил Пташук в интервью Валерию Пинчуку, январь 1993 года («Белорусская нива» #16, 26 января 2013 года).

================

Награды, номинации, фестивали:

Приз за лучшую мужскую роль - Владимир Гостюхин, 1989 год, "Фестиваль Свободы" в Сопоте;

Приз "За выдающийся вклад в профессию" - Владимир Гостюхин, 1989 год, КФ "Созвездие";

Приз за лучшую эпизодическую роль - Александр Филиппенко, 1989 год, КФ "Созвездие".

=========================================

Сам фильм можно посмотреть тут:

1 серия
https://www.youtube.com/watch?v=O-Z9h0LqyUs

2 серия:
https://www.youtube.com/watch?v=4qVoRn0uLgk

==============================================

Из отзывов на фильм "Наш бронепоезд" (1988):

Добрава 9.03.2013 - 17:58

Очень тяжелый фильм, настолько же тяжелый, как и наша история того периода. Фильм - ответственность перед собой, своим народом, перед прошлым и будущим.
Где-то подобие мирной жизни, цветы, дети, а где-то ужасы репрессий. И в центре - Человек с его судьбой. На наших глазах происходит осмысление жизни, неповторимо сыгранное актерами. Что будет: возьмет ли на себя ответственность герой или и дальше удобнее винить Систему, Перегибы и пр. объективные факты.
Маленький человек оказался в определенной ситуации, как поступить, что делать, как жить потом? Вот он - портрет Сталина за занавесочкой, но ведь не он жил твоей жизнью, ты все сделал сам. Но удобнее сказать себе - я никто, партия пошлет, я и дальше буду делать все по указке. очень печально.

Kokacoma 22.04.2012 - 22:09
Выдающийся фильм. Низкий поклон актерам и режиссеру.

Маулида Ахматзанова (Радужный) 1.05.2011 - 07:11
Очень интересный фильм,заставляющий думать и сопереживать, и не поймешь сразу по ходу просмотра-осуждение это сталинизма или его оправдание.Но сыграно и преподнесено мастерски,слов нет. Считаю этот фильм наряду с "В августе сорок четвертого" лучшими в творчестве Михаила Пташука

Майный Сергей Анатольевич (Днепропетровск) 9.02.2011 - 17:33
Один из тех фильмов, который оставляет у человека воспоминания на всю жизнь. К сожалению, никогда не видел его в программе телевидения.

пироженко олег (кременчуг,украина) 16.11.2010 - 22:52
шедевр постсоветского кино-для думающих людей.фильм незаслуженно забыт.очень тяжело найти в интернете.великолепные актерские работы,прекрасная режессура.фильм смотрится на одном дыхании.очень рекомендую поклонникам настоящего серьезного кино

Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 7.08.2010 - 19:04
Этот фильм у режиссера Михаила Пташука самый лучший, наиболее сильно поставленный, с потрясающими актерскими работами Гостюхина, Петренко, Ульянова, а также Приемыхова в эпизодической роли. Особенно сильное впечатление он произвел, когда я посмотрел его в кино, на большом экране. По телевидению фильм несколько теряет в выразительности. Пожалуй, другие фильмы режиссера не поднимались до этого уровня, даже более известный его фильм "В августе сорок четвертого".

Анна Иваницкая (СПб) 16.01.2010 - 22:57
Потрясающий фильм. Вне времени. И в то же время так актуален.
"Представляешь, если вся страна сейчас начнет свою биографию рассказывать?" - просто афоризм для России на все века.
Такая вот "энциклопедия русской жизни".

Егор S. (Минск) 22.06.2009 - 22:52
Это, без сомнения, величайший фильм советского и мирового кино. Невероятно, но факт - его рейтинг в Сети нулевой, его невозможно купить!
А это ведь не блокбастер и не какая-нибудь высосанная из пальца горбатая, прости Господи, гора!
Фильм об эпохе, о переломных моментах истории, о тектонических сдвигах планеты, и при этом - о конкретных живых людях, по которым эта самая история бронепоездом и проехалась. Очень щемящая и очень страшная картина! Невероятно талантливая коллективная работа, за которую - поклон земной - и режиссеру, и сценаристу, и, конечно же, великим актерам, блестяще исполнившим главные (и не главные) роли.

Щербаков Олег (Израиль. Бат - Ям.) 15.05.2009 - 18:51
Фильм "Наш бронепоезд" - один из лучших
фильмов на социально - нравственную те-
матику. В этом отношении он сопоставим
только с фильмами А.А. Тарковского.
Это это одна из лучших, значительных ро-лей В. Гостюхина, так же, как роль А. Воро-бьёва в фильме "Смиренное кладбище" и комиссара в "Моонзунде."
Великий М. Ульянов остаётся великим и в
этом потрясающим Душу Русском, Россис-
ком кинопроизведении.

Ярошевский Александр (Кармиэль. Израиль.) 12.03.2009 - 08:17
Считаю, что фильм "Наш бронепоезд"
- выдающееся явление кинематографа.
И сценарий, и постановка, и игра актёров -
на пределе величия!
Игра актёров производит неизгладимое впечатление. Госюхин, Филипенко, Ульянов
и Петренко предстают гигантами актёрской профессии. Монолог Ульянова просто шедевр!

=====================================

"Сталинские соколы"

Из рецензии на фильм "Наш бронепоезд" (1988).

Олег Сильванович
«Советский экран» № 1, 1989 год

- Не надо было трогать Сталина. Надругались над ним, надругались над народом, над его верой... Народ верил! Сломали веру и ничего не дали. Пшик один. Кукурузника подсунули.
(из фильма)
- Сегодня - на пенсии, а завтра, если опять враги народа или космополиты, мы - здесь. А таких кадров нигде в мире они не найдут. Мы и есть этот бронепоезд на запасном пути.
(из фильма)
...Он умер, но душа его еще жила и долго еще бродила по городу и все искала и старалась понять, что же произошло.
(из сценария)
Двадцать лет шел к экрану сценарий этого фильма. Первоначально драматург Евгений Григорьев назвал его «Отцы-66». Затем к названию ленты, снятой на студии «Беларусьфильм» режиссером Михаилом Пташуком, добавился подзаголовок «Наш бронепоезд». В период съемок картину называли «Сталинские соколы». Она о тех, кого называют сталинистами. События фильма умещаются между двумя праздниками - Первым мая и Днем Победы. Эти девять дней вместили в себя сложный и мучительный процесс переосмысления своей жизни, переоценки ценностей бывшим верноподданным сталинского режима Кузнецовым, несшим в свое время службу на лагерной вышке у пулемета. Он честно прошел всю войну, добросовестно выполнял приказы и вдохновенно кричал в атаках: «За Родину! За Сталина!» И даже не сразу понял, что назначение его на должность начальника охраны в «исправительный лагерь для врагов народа» стало трагическим поворотом в его судьбе... В светлый майский праздник 1966 года Кузнецов случайно столкнется с одним из бывших заключенных. И в нем возникнет неуемное желание понять, что же при Сталине и после него происходило и с ним самим, и со всем народом. А в результате этих размышлений, душевных мук и озарений бывший охранник придет к осознанной необходимости судить себя по самому суровому счету...
- Мы сегодня живем, как известно, в период второй перестройки,- говорит постановщик фильма.- Первая, начатая еще Хрущевым, захлебнулась. А помогли ей в этом так называемые «сталинские соколы», не простившие XX съезда и известного доклада 1956 года о культе личности. Тогда их было много - свято веривших в правоту «вождя», думаю, что. их немало и теперь. Как ни странно, 60-е годы во многом созвучны сегодняшним, 80-м. Хотя бы по ярости идейных споров. Среди противников перестройки- все те же «соколы». В фильме мы не пытаемся обвинить лишь Сталина, хотим показать: рецидивы психологии, порожденной его властью, ощутимо дают о себе знать и ныне. Наверняка сейчас появится целый ряд «лагерных» фильмов, где репрессии будут показаны с позиции человека, сидящего за колючей проволокой. Мы же хотим показать трагедию верноподданного, трагедию человека, нашедшего в себе силы посмотреть правде в глаза. Его смертный приговор самому себе, по сути, становится приговором и тому режиму, который его сформировал.

...В фильме режиссер соединяет игровые эпизоды с неизвестной, «закрытой» ранее хроникой похорон Сталина, речи Берия, изъятых кадров «Парада Победы 1945 года». Хроника не только поможет зрителям окунуться в прошлое, но и усилит, по замыслу авторов, ощущение трагичности основного конфликта. Но, конечно, основная нагрузка легла на актера, исполняющего центральную роль. Это Владимир Гостюхин.
- В моей актерской биографии, пожалуй, лишь Рыбак из фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» может сравниться по внутреннему накалу
с образом Кузнецова. Кого-то он будет раздражать, а кого-то, надеюсь, заставит задуматься... Я его не осуждаю: Кузнецов - трагический продукт своего времени. Я попытался прожить ситуацию, в которой он оказался, и я его понимаю. И он не меньшая жертва того исторического периода, чем те. кто томился по другую сторону колючей проволоки.
К тому времени у меня свой счет. Счет Правды! Все эти годы живет во мне потрясение, испытанное после того, как я прочел «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына. Каждый человек, который чувствует ответственность за то, чтобы подобное не повторилось, обязан вносить в это посильную лепту...

"Как судить будем?"
Наталья Иванова
«Советский экран» № 13, 1989 год.

Сейчас, когда с каждым днем увеличивается объем информации о том, что и как происходило в стране, что творилось с людьми, когда счет открыто пошел на миллионы жертв, вопрос начинает звучать все громче и громче - кто виноват? Ведь если разумом не охватишь числа репрессированных, уничтоженных, согнанных, выселенных, погибших от голода, то можем ли мы во всем этом обвинять лишь одного, хоть и самого преступного человека? Ведь если были десятки миллионов жертв, то были и сотни тысяч, если не миллионы, тех, кто их сделал жертвами - арестовывал, ссылал, охранял, выводил на лесоповалы и стройки, наконец, расстреливал? За последние два-три года в «толстых» и «тонких» журналах, газетах опубликовано большое количество мемуаров, свидетельств, документов, очерков, повествующих о лагерном аде устами тех, кто поднялся из него,- В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Разгона, О. Волкова, Ю. Домбровского, Е. Гинзбург... Напечатаны и стихи лагерников - Я. Смелякова и В. Бокова, С. Ломинадзе и М. Терентьевой... Вся вместе эта литература представляет собою обширнейший человеческий документ, тщательно и подробно описывающий, внимательно анализирующий действительность лагерного ада.

Читать полностью: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/515/








====



















====================

Приглашаю всех в созданные мной группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========

фильмы 1988 года, #16, ! - Кино Перестройки

Previous post Next post
Up