Мое интервью с Радой Волшаниновой.

Feb 25, 2017 21:08

Рада Волшанинова - живая песня.

Рада Волшанинова (настоящее имя Бронислава Александровна Золотарёва) - заслуженная артистка России. Легендарная исполнительница русских романсов и цыганских песен, актриса театра и кино,
снимавшаяся в фильмах «Табор уходит в небо», «Братья Карамазовы», «Опасные гастроли» и др. Её завораживающий голос, её чувственное искромётное исполнение покорили сердца миллионов ценителей песенного искусства по всему миру.

- Каким было самое трудное решение, которое Вам приходилось принимать в Вашей жизни?

- Я как-то об этом не задумывалась. Я думаю, что самое трудное решение мне приходиться принимать сейчас. Потому что я в таком возрасте, а мне 80 лет, который связан со множеством проблем. И мне надо принять решение о своих дальнейших планах. Сейчас жизнь меня поставила в тупик. Я живу с дочерью и с внучкой. Состояние здоровья у меня не очень хорошее. Нужно решать множество бытовых жизненных проблем, о которых мне бы сейчас не хотелось говорить. И именно сейчас у меня наверное самый сложный период в моей жизни.
Но я хочу сказать и другое. Как не странно, именно в этом возрасте я полна внутренней энергии. Я полна восторженностью жизни, восторженности по отношению к миру, в котором я нахожусь, несмотря ни на какие проблемы.
И счастье мое в том, что я умею радоваться в каких бы трудных ситуациях я ни была.
Я всегда благодарна судьбе, благодарна Богу, благодарна людям за то, что я несмотря на свой почтенный возраст могу давать интервью, выходить на сцену, петь, писать. Около года назад прошел мой бенефис. Я счастлива. Я ещё многое хочу рассказать о себе и люди меня понимают. Это огромное счастье.

- Вы сказали, что умеете радоваться, может быть от этого происходит Ваш псевдоним «Рада»?

- Может быть (смеется). На самом деле этот псевдоним мне дал художественный руководитель молдавского джаз-оркестра «Букурия» (Радость) Шико Аранов. «Рада» - от распространенной молдавской фамилии Раду. Сначала я была Вероника Рада, потом просто Рада.
В один прекрасный день Аранов подошел ко мне и спросил: «Бронислава, ты хочешь работать в нашем ансамбле?» Я закричала: «Конечно!» и улетела в Кишинев, петь в его ансамбле.

- Расскажите пожалуйста о ваших родителях.

- Папу своего я не знала. Никогда его не видела даже на фотографии.
Мама моя была исключительно красивой цыганкой и очень талантливой танцовщицей и певицей. Зеленоглазая, небольшого роста, божественно сложенная женщина. Очень неординарный бескомпромиссный человек. Правдивая и яркая.
Так получилось, что она не могла заниматься моим воспитанием. Но я никогда в жизни не осуждала ее за это, потому что мама - это святое.
Из-за занятости мамы я уже в пятилетнем возрасте вынуждена была вести хозяйство. Когда мама уходила на концерты я сама себе готовила еду на примусе. Сама приносила в большом бидоне керосин для этого примуса.
Когда мама меня оставила наши соседи по коммунальной квартире хотели отдать меня в детский дом. А потом одна из соседок мне рассказывала, что услышав про их планы я вышла к ним вся в кудряшках, сложила ручки на груди и спросила: «Неужели вы меня отдадите?» Они пожалели меня и взяли в свою семью на воспитание.
Это была русская семья, которая состояла из трех сестер и двух братьев. Один из братьев жил с ними. Это были удивительные люди, которые мне очень много дали. Но они не хотели, чтобы я стала актрисой. А я всю жизнь этого хотела.
Уже в восемь лет я мечтала играть «бесприданницу». Уже понимала как я буду играть.
Мама через какое-то время стала появляться, но это уже были эпизодические встречи.
После окончания школы, когда мне было 17 лет, тетки уговорили меня пойти на корректорские курсы. У меня уже тогда проявились литературные способности. Я хотела поступить в литературный институт. Но с институтом не получилось. Не получилось и с поступлением во МХАТ (школа-студия (высшее учебное заведение) при Московском Художественном театре - Florida and us). Я читала Катюшу Маслову и провалилась... Это было для меня трагедией. Но, потом, через годы МХАТ приглашал меня к себе как известную актрису и певицу.
В итоге, после окончания корректорских курсов, я стала корректором высшего разряда. Работала три года в три смены в издательстве «Правда». Работа мне нравилась, но в свободное время я все равно собирала всех в корректорской и пела для коллег романсы и другие песни. Параллельно я занималась в театре-студии Докутовича.
Однажды, во время одной из наших песенных посиделок, к нам пришла заведующая корректорской Сосминская и сказала: «Бронислава, вы же не по свой специальности работаете. Вам надо идти на сцену». Я подумала и уехала в ансамбль к моим цыганам. (смеется)

- Вы помните свое первое выступление со сцены?

- Да, очень ясно помню. Когда мне было пять лет мама взяла меня на свой концерт. Я смотрела на выступление ансамбля как на картину, совершенно завороженным взглядом. Как сейчас, ясно помню, что мама моя в свой выход вышла на сцену прямая как струна и забила плечами мелкий бисер. И она начала так красиво и зажигательно танцевать, что я не выдержала и в середине ее танца выбежала на сцену. Я стала танцевать вместе с ней. Публика была в восторге. Мама не ожидала от меня такой прыти и немного растерялась. Она отошла в сторону и просто стала аплодировать мне вместе со зрителями.
Успех моего дебюта был невероятный - мне подарили коробку конфет. Я была счастлива! Это был мой первый танец и мой первых выход на сцену.

- А со скольких лет вы начали петь?

- Я пела всю жизнь, пела все время, не зря ведь говорят: «цыгане поют с пеленок» (смеется). Сначала я копировала известных певиц: Русланову, Лялю Черную, Шульженко и конечно моего кумира Лолиту Торрес. (Аргентинская актриса и эстрадная певица, ставшая популярной в СССР после проката фильма «Возраст любви» - Florida and us). Я и сейчас помню песни Лолиты на испанском языке.
Единственное что притормаживало мое стремление петь - это то, что я стеснялась петь при тетях, которые меня воспитывали и не хотели, чтобы я стала певицей. Пела я в основном, когда была одна или в кругу своих ровесников.
Публично я стала петь уже под аккомпанемент моего дяди гитариста Арсения Золотарева, маминого брата, который работал в цыганском ансамбле. Еще мы много пели цыганские и русские песни дуэтом со своей мамой. Она очень хорошо пела своим неподражаемым высоким голосом.
В этом же цыганском ансамбле я встретила своего будущего мужа Колю. А он в это время со сцены пел песни в образе Раджа Капура. (Актера, сыгравшего главного героя в популярном тогда индийском фильме «Бродяга». - Florida and us)
Потом мы с Николаем стали петь дуэтом цыганские и эстрадные песни.
Песенный период в моей жизни начался именно с выступлений в этом ансамбле. Мы с Колей там очень успешно работали, до тех пор пока нас не услышал руководитель театра «Ромэн» Семен Аркадьевич Баркан. Он настолько был впечатлен нашим выступлением, что пригласил нас работать в своем театре. И как только я стала работать в театре, сразу поняла, что это мое призвание.
И тут надо отдать должное Николаю, который пошел в театр совершенно не зная, что его там ждет. Только ради того, чтобы сбылась моя мечта. Но он никогда не жалел о своем переходе с эстрады на театральную сцену. Коля оказался потрясающим актером. Мы с ним сыграли все главные роли театра «Ромэн».
Начались удивительные, искрящиеся, самые дорогие для нас годы в театре «Ромэн». Хотя работать приходилось очень много - и день и ночь. Репетиции начинались с раннего утра. Порой играли по два-три спектакля в день. Мы трудились очень много. Я даже оставалась после репетиций, оттачивала движения и реплики. Мы были счастливы оттого что есть возможность работать.
Потом нас с Колей начали приглашать на радио, на телевидение, сниматься в кино. Начались съемки с телефильма «Трефовый король», который сняли в рекордные сроки - за одну неделю, буквально на ходу. И совершенно неожиданно для нас публике очень полюбились те романсы, которые я там исполняла «Я ехала домой» и «Не уезжай, ты мой голубчик». И понеслись эти романсы. И стали люди их любить. Я была просто счастлива от этого.

- У Вас с супругом сложились действительно на удивление гармоничные отношения. Вы прожили вместе без малого 48 лет. Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями секретами Вашего семейного долголетия.

- Да, это и правда удивительно. О нас писали как о легенде. Мы были два человека, которые любили друг друга. И мы любили людей, а люди любили нас. Мы были связаны творчеством, которым без остатка делились со слушателями. Мы прекрасно понимали и поддерживали друг друга. Вдвоем мы могли противостоять зависти, интригам, мы были в связке.
И люди воспринимали нас как пару. Однажды после концерта мы шли усталые по Красной площади и навстречу нам ехала поливальная машина. Водитель узнал нас и радостно приветствовал. Мы пригласили его в театр, а он замялся. Я догадалась, что ему это не по карману. И мы прямо там, на Красной площади, в пять часов утра спели для него целый концерт!
Вот это бескорыстная любовь к людям крепко объединяла нас. Нам не надо было приспосабливаться друг к другу, было полное взаимопонимание и гармония. Мы всегда были вместе.
Коля ушел из жизни в 2005 году здесь, в Америке...

- Расскажите, пожалуйста, о ваших детях, о вашей семье.

- У меня две дочери. Старшая Неля и младшая Калинка. Четверо внуков и пять правнуков.
Дети мои удивительные люди, творческие личности, счастье мое. Неля стала актрисой, она много снимается. Ещё в 16 лет она снялась в легендарном фильме «Табор уходит в небо». Потом еще играла во многих фильмах. Неля очень талантливая актриса. Живет она в Москве. У нее четверо детей.
Моя младшая дочь Калинка живет со мной в Майами. Она совершенно удивительная певица, актриса, танцовщица. Она танцует цыганские и восточные танцы. Обучает танцам, преподает в арт-классе. Кроме того она совершенно удивительно рисует. Её дочь и моя внучка Дельфина тоже очень талантливая художница.
Старшая моя внучка закончила МХАТ, работает актрисой и фотомоделью. Младшая внучка работает в театре со своим мужем.

- Как Вы стали сотрудничать с ансамблем VIA Romen?

- Для меня работа с VIA Romen - это подарок судьбы. Благодаря им я стала снова петь после огромного перерыва.
В один прекрасный день мне позвонил руководитель группы VIA Romen Вадим Колпаков. К тому времени это был уже достаточно популярный коллектив цыганской песни и танцев, объездивший с гастролями почти весь мир. А Вадим Колпаков - это племянник гитариста Александра Колпакова, с которым мы работали в театре «Ромэн».
Вадим предложил записать с его ансамблем диск. Я была потрясена, потому что к тому времени уже давно не пела и не выступала. Он предложил попробовать и мы начали репетировать по «скайпу», потому что он жил в Северной Королине.
И когда он спросил меня о романсе, который бы мне больше всего хотелось спеть, я ответила: «Помни обо мне». Я действительно долго искала слова этого романса и много лет я мечтала спеть его. Я спела этот романс и он дал название всему новому диску.
Причем записали мы этот диск в фантастически рекордные сроки - всего за три дня, буквально на одном дыхании.
Для меня это был судьбоносный момент. Я поняла, что ещё могу петь и выступать со сцены. Так, три года назад, для меня начался новый творческий взлет. И я конечно бесконечно благодарна за это всему коллективу VIA Romen и особая моя благодарность конечно же Вадиму Колпакову.
С этими же замечательными ребятами мы отработали и мой бенефис в прошлом году. И надеюсь мы вместе ещё поработаем.

- Как вы решились на переезд в США?

- Первый раз мы с мужем Колей, с его братом и с моей дочкой Калиной (которой тогда было 25 лет) приехали в Америку по приглашению наших друзей в 1998 году. Прилетели в Майами. Первое впечатление было совершенно потрясающее. Когда мы ехали из аэропорта, у меня было ощущение, что я в раю. Очень понравились открытые улыбчивые люди, понравилась культура страны.
В первый свой визит в США нам удалось совместить приятное с полезным. Мы и отдыхали и работали. Правда работали мы бесплатно. Танцевали и пели цыганский репертуар перед публикой на городской эстраде в центре Майами на Линкольн-роуд. Я безумно волновалась перед выступлением о том, как примет меня американская аудитория. Народу каждый вечер собиралось очень много и американская публика принимала нас на удивление восторженно. Зрители и притопывали и прихлопывали и пели вместе со мной, и подходили ко мне после концертов с благодарностями. Помню, что особенно хорошо они приняли песню «Дорогой длинною».
Вскоре Калина встретила в Майами свою любовь. Мы сыграли здесь ее свадьбу. Потом мы с Николаем вернулись в Москву, так как истекал срок нашей американской визы.
А когда у Калины родилась дочь Дельфина, я переехала в Америку и осталась. У меня была сверхзадача - я должна была помочь дочери и внучке. И это было определяющим. Ради этого я бросила сцену.

- Сколько времени у Вас ушло на адаптацию в стране?

- Я как-то сразу влилась в обстановку. Я была занята заботами о детях, посвятила себя им.

- Есть традиционное разделение музыки на классическую камерную и народную фольклорную. На Ваш взгляд они больше взаимодополняют друг друга или все-таки конкурируют?

- Я вам хочу ответить рассказом о своей записи цыганских песен с симфоническим оркестром Густава Брома в 1987 году. Это очень интересная страница в моей жизни. Этот оркестр входил в пятерку лучших джазовых оркестров мира.
И наша совместная запись пыла первым опытом записи цыганских песен с оркестром. Обычно же их поют под гитары и скрипки. И всю свою сознательную жизнь я мечтала спеть с оркестром. Но в тот момент, когда нам предложили сделать эту запись я лежала с двусторонним воспалением легких. К нам с колей пришел композитор театра «Ромэн» Вячеслав Граховский и сказал, что знаменитый тогда чехословацкий оркестр Густава Брома хочет записать с нами пластинку.
Взвесив все «за» и «против» я решилась на эту рискованную для меня поездку. Видимо в критические для нас в нашей жизни моменты в организме открываются дополнительные резервы. Меня показывали лучшим врачам, мне вливали ментол в горло, травами отпаивали, что только со мной не делали. Но все-таки я не только петь, но и просто говорить нормально не могла - только хрипела. У меня могли разорваться бронхи. И врачи взяли с меня расписку, что я беру на себя всю ответственность за состояние своего здоровья.
При записи дирижер оркестра сказал мне стоять на сцене и просто открывать рот, передавая губами все эмоции песни. Он в это время управлял оркестром, стараясь в музыке передать все интонации моего пантомимы. Так мы проиграли несколько репетиций. Все музыканты были конечно в шоке. Такого они ещё не видели. «Открывает щука рот и не слышно что поет». (смеется)
Постепенно ко мне начал возвращаться голос. Я сама настолько была внутренне сконцентрирована, настолько хотела выздороветь и спеть, что это произошло. И я стала петь.
В итоге мои бронхи выдержали, но не выдержали нервы у дирижера. В последний день записи он упал в обморок от перенапряжения...
Нам удалось записать тогда совершенно разнообразный репертуар - от народного фольклора до классических цыганских романсов. В итоге мы записали четыре диска и джазовый диск мы тоже записали.
Тогда же впервые записалась и моя дочь Калинка, которой было 14 лет.
Мы на собственном примере тогда доказали, что классическая и фольклорная музыка вполне могут сочетаться и сливаться в гармонии. Они взаимообогащают друг друга...
А ещё в эту же поездку мы дали сольный концерт. Мы были первым цыганским ансамблем, выступавшим в Чехословакии. Я еще не могла говорить нормально. Я предупредила мужа, что, если не смогу петь, весь концерт будет вести он один. Но мы отработали три часа. Невероятно, но факт!
И такие чудеса случаются со мной всю жизнь. Так, например, 24 января 2016 года в Майами должен был состояться мой бенефис, 21-го я заболела. Врач выписал массу лекарств, но выздороветь за один день нереально. К тому же музыканты не могли вылететь из Северной Каролины из-за снежных заносов. Но, несмотря на все, бенефис состоялся именно 24-го! Я поправилась, а ребята добрались какими-то обходными рейсами! А написала про это рассказ «Бенефис».

- На сколько лет Вы сами себя ощущаете? Каков Ваш внутренний возраст?

- Я чувствую себя молодой. Точную цифру не назову, я сама запуталась. (смеется) Несмотря на нездоровье, я оптимистка. Болезни не коснулись моего внутреннего мира.
Творчество придает мне силы. Я пишу стихи, автобиографические рассказы. Я написала десять песен, не зная ни одной ноты. Я автор и музыки, и слов. Я много пишу. У меня есть притчи, басни, эпиграммы. Есть детские стихи. Есть воспоминания, написанные в стиле сказок.

- Скажите, а среди Ваших рассказов есть воспоминания о войне?

- Есть, конечно. Я пережила войну, я прекрасно помню все от начала до конца. Помню, как мы прятались в метро. Это была станция «Белорусская». Огромные серые тоннели... Помню голос Юрия Левитана, объявляющий воздушную тревогу, который я слушала, как музыку. Я еще удивлялась, почему это диктор совсем не боится, почему голос никогда не дрогнет?
Это все я описываю в своих рассказах.
У меня есть и стихи, посвященные цыганским историям, реально происшедшим во время войны.

- В чем, по Вашему мнению, причина предвзятого отношения к цыганам среди обывателей многих стран?

- Стремление к чистоте расы. Цыгане - народ необычный. Народ, обладающий мистикой, удивительными музыкальными способностями. Отчасти эти качества вызывали непонимание, страх, неприязнь.
Для меня совершенно неприемлемо разделение наций на плохие и хорошие.

- В чем, на Ваш взгляд, особенности цыганского менталитета?

- Прежде всего цыгане отличаются необычайной жизненной стойкостью, музыкальностью и мистическими данными и свободолюбием. Цыгане народ очень свободолюбивый.
Я записала диск о цыганах, называющийся «Идущие за солнцем», там есть несколько песен на мои слова.

- Вам, как цыганке, приходилось сталкиваться с дискриминацией по национальному признаку?

- Нет, абсолютно никогда. И мы с Колей, и театр были обласканы.

- А в быту?

- Никогда.

- Доводилось ли Вам бывать в настоящем цыганском таборе?

- Да, в Молдавии. Помню, мы ехали в холодную погоду и увидели бегающих голышом цыганских детишек.

- Поддерживаются ли цыганские традиции в Вашей семье?

- Да, конечно. Мы очень любим принимать гостей. Любим веселье, радость. Мы открыты людям.

- Хочу спросить Вас о культовом советском фильме «Будулай»...

- О, я играла Клавдию в театре «Ромэн»! Но в фильме мне роль не предлагали...
Судьба в кинематографе сложилась не очень успешно, мы с Колей могли бы много сделать. Знаете, даже сейчас я могла бы сыграть интересную возрастную роль...

- Какой главный проект Вы хотели бы реализовать в будущем?

- Я хотела бы сделать большие музыкальные композиции. У меня есть очень сильные стихи, написанные на музыку. Эта музыка в стиле старинных русских песен-плачей.
Я бы хотела спеть много эстрадных песен. И даже выучила на английском песни Тони Брекстон, совершенно не зная языка.
У меня много интересных задумок.

- Трудно ли Вам было играть и петь без специального музыкального образования?

- Цыгане как раз отличаются тем, что у них нет специального образования. Это единственная нация, которая не нуждается в постановке голоса. Тогда пропадет специфика их песен. Цыгане, как и грузины, сами по себе разбирают песни на несколько голосов. Про меня даже писали, как хорошо, что я не испорчена школой. Голос поставлен от природы.

- Судьба наверняка сводила Вас со множеством интересных людей. Какие из встреч были самыми запоминающимися для Вас?
- Моей поклонницей была Маргагэт Тэтчер. Мы с Колей принимали ее в Москве, во время ее визита в СССР в 1987 году. Она и в повседневной жизни была «железной леди».
Брежнев тоже был нашим поклонником. Мы часто выступали для него. Наша «дружба» показана даже в эпизоде в современном фильме «Заяц над бездной».
Высоцкий был большим нашим другом, Урбанский, Яншин, Симонов.
Высоцкий был человеком с очень сильным характером. Приезжал к нам в гости с Мариной Влади. Однажды привезли известного импресарио, предложившего нам с Колей концерт во французской «Олимпии». Но я только родила дочку и поэтому отказалась. Конечно, по прошествии времени мы сожалели об этом отказе.

- Какие песни или музыка помогают Вам в трудные минуты?

- Песни, в которых есть настоящий текст, чувства, музыка и исполнение. Мне буквально страшно слушать современную российскую эстраду с совершенно пустыми с точки зрения смысла песнями.

- Назовите, пожалуйста, несколько певцов, которых Вы слушаете?

- Елена Ваенга, например. Александр Розенбаум. Галич очень интересный исполнитель. Люблю, когда в песне есть о чем думать, о чем переживать. Макаревич мне интересен как певец и как человек.

- Вы играете на музыкальных инструментах?

- К сожалению, нет. Потому что был рядом Коля с гитарой...Мне казалось, что навсегда.

- В каком еще песенном жанре Вы хотели бы себя попробовать?

- Мне интересно все! У меня есть совершенно разноплановые песни: русские, французские, молдавские, испанские.
Я бы исполнила все в разном ключе совершенно неузнаваемым разным голосом. Это очень интересно.

- Какую из сыгранных Вами ролей Вы можете назвать главной в жизни? или любимой?

- Цыганка Аза. Но лучшая моя роль ещё не сыграна...
Сейчас я бы сыграла роль матери, бабушки. Роль женщины со сложной неординарной судьбой. Именно сейчас я очень много смогла бы сделать. И это нормально, потому что огромный жизненный багаж.
Местный режиссер Борис Бретман предлагал мне сыграть комедийную роль, но на тот момент помешала проблема со здоровьем. Но, я надеюсь, все еще можно сделать. Мой возраст, физическое состояние можно будет использовать для роли.
И песня моя главная еще не спета. Наверное, сейчас моя песня - драматическая, даже трагическая. Я хочу исполнить ее на концерте. Такая же драматическая, как и роль...
Я верю, что все самое интересное еще впереди.

- Вы много гастролировали, объездили много стран. Какая из них Вам понравилась больше всего и почему?

- Мне понравилась очень Франция. Радужностью красок и людей. Очень понравилась Женева. где мы работали в оперном театре.

- В каком из городов Вас лучше всего принимали?

- Если говорить о российских городах, то очень запомнился Новосибирск. Приходило столько людей, что опасались, что обрушатся балконы.
Но нас везде принимали очень тепло и душевно. И сейчас, когда я выхожу к публике и вижу эти восторженные глаза, я счастлива!
Люди чувствуют, что я люблю их. Зал не обманешь. Если притворяться, изображать чувства, публика останется равнодушной. И я каждый раз волнуюсь. Это не страх, это именно волнение, трепет. Актер должен волноваться всегда. Это залог свежести чувств.

- В фильме «Трефовый король» Вы говорите про одну из героинь картины «Это не человек, это живая песня». Можете ли Вы так же сказать про себя?

- Ну это надо у Вас спросить. (смеется)
Еще я хочу сказать в заключение. Есть профессии, отмеченные божественной сутью: профессии врача, учителя, журналиста, художника, актера, певца. Я преклоняюсь перед людьми, соответствующим своей профессии и несущим огромную ответственность. Я хочу сказать огромное спасибо Вам! Это здорово, что Вы можете так проникнуть в человека, понять его горести и чудеса. Обязательно напишите об этом. Я хочу чтобы вы оставили эти мои слова.

- Огромное спасибо Вам за теплые слова и за интересный разговор! Желаю Вам как настоящему бриллианту переливаться всеми гранями ваших многочисленных талантов на радость всем Вашим поклонникам!

Интервью взял Эдуард Глезин.









МОИ СТАТЬИ, моё

Previous post Next post
Up